Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

He-59 на испанской войне. Окончание

27 мая греческий танкер Nausicaa водоизмещением 5005 тонн, идущий под панамским флагом, был атакован пятеркой He-59B, командовал которой оберлейтенант Брей (Brey). Командир сбросил с высоты 50-100 метров одну 250-ти килограммовую бомбу, после чего последовали одиннадцать заходов на корабль с пушечным обстрелом. На следующий день в полдень танкер сгорел, а экипаж его, к счастью, не пострадал.


He-59B-2 по прибитыии в Полленсу. Отметим не закрашенную эмблему с черепом и костями. Вскоре ее заменят на пикового туза

Утром 4 июня целью эскадрильи стал порт Аликанте и находившийся там панамский танкер Mayrat, который был успешно подожжен. 7-е число стало днем повышенной активности AS/88, которой пришлось атаковать Грао-де-Кастельон, заметив в порту британский 1300-тонный транспорт, испанские 341-тонный Frutero и 125-тонный парусник. Во время атаки досталось также и одному из гидросамолетов, который, впрочем, без проблем приводнился потом на своей базе.
Затем вновь пришел черед Аликанте, где английский танкер с названием English Tanker, шедший под британским флагом, но принадлежащий республиканской компании, пытался пришвартоваться к пирсу с целью произвести выгрузку топлива. Корабль был уже в гавани, когда Хейнкели попали в него четырьмя 250-килограммовыми бомбами, вызвав страшный пожар во всем порту.


He-59B-2 готовится к новому заданию

Восьмого числа был сожжен Pascual Flores, в который с высоты 100 метров попала одна из зажигательных бомб. После этого, сбросивший бомбу Хейнкель совершил налет на порт Дения (Denia), в котором находился британский пароход Brisbane водоизмещением 4004 тонны. В результате нескольких заходов судно было поражено и затонуло, при чем погибли пять членов экипажа, а еще трое получили серьезные ранения. На следующий день этот же самолет был замечен в Грао-де-Кастельон, куда как раз зашел принадлежащий британской компании "Рольф энд Стоун" пароход Isadora, шедший из Марселя. В 21.45 в этот корабль попали две сброшенные с самолета бомбы, которые вывели из строя машинное отделение и серьезно повредили судно, которое на следующий день стало легкой мишенью авиации националистов.

21 июня одиночный He-59B-2, вооруженный торпедой, выполнял задание по морской разведке в секторе Барселона-Валенсия с целью выявить передвижения транспортных кораблей республиканцев, когда, на обратном пути встретил британский пароход Thorpeness. Капитан-лейтенант Мартин Харлингхаузен сделал заход на корабль с целью изучения его груза, после чего сбросил на судно торпеду, попавшую примерно в середину транспорта, взорвавшегося и затонувшего буквально в тот же момент. Отметим, что после многих неудачных запусков, это была единственная удачная торпедная атака, проведенная немцами после Первой Мировой Войны. На следующий день, 22-го числа, в 4.10 утра около Валенсии был сожжен вместе со своим грузом 3054-тонный британский Sunion, транспорт, принадлежавший одной из лондонских компаний.


Хороший вид на носовую часть самолета

7 июля в Полленсу, с целью компенсации потерь, прибывают три новых He-59B-2. Весь июль будет продолжаться интенсивная охота на республиканские подводные лодки, которые, по непроверенным данным, неоднократно атаковали франкистские крейсера Canarias и Balears, находившиеся в водах Майорки. В это же время Хейнкели произвели большое количество атак на транспортные корабли и на рыбацкие шхуны по всему средиземноморскому побережью.

10 июля группа самолетов заметила транспорт Betia водоизмещением 1011 тонн, шедший из Вилановы курсом на Барселону. В 04.10 судно подверглось атаке, и и две 50-ти килограммовые бомбы попали в палубу, после чего корабль своим ходом добрался до побережья где и выбросился на мель. Одиннадцатью днями позже к востоку от Паламоса был обнаружен 844-тонный пароход Bodil, шедший во французский порт Ла Нувель (La Nouvelle) из Гдыни и имевший на своем борту самолеты и другие военные грузы для республиканцев. Корабль этот был сожжен прямым попаданием одной 500-килограммовой бомбы.
24 июня AS/88 атакует порт Гандия (Gandia) и в 21.25 сбрасывает на него четыре 250-ти килограммовые бомбы, которые сильно повреждают находящиеся в гавани у причалов суда и сжигают 543-тонный испанский Vicente. На следующий день операция по бомбардировке Гандии повторяется, теперь уже с 500-килограммовыми бомбами, поджигающими 1451-тонный транспорт Dellwyn из Суонси. Немного позже, примерно в 20 часов, на дно отправляется 66-тонный испанский парусник Antonio Matutas, а уже на следующий день эскадрилья вновь свершает налет на Гандию, сжигая в порту неопознанный транспортный корабль.


Плановое техобслуживание двигателя. Обратим внимание на нарисованный вымпел невторжения в задней части самолета

2 августа один из Хейнкелей был атакован И-15 CA-058, взлетевшим с аэродрома Ла Сеньера под Валенсией. Управлял истребителем лейтенант Хосе Фалько Санмартин (Jose Falco Sanmartin), командир эскадрильи ночных истребителей (Caza Nocturna), которому удалось поразить He-59 и заставить его приводнится неподалеку от Винаросы, откуда самолет и экипаж впоследствии были эвакуированы спасательным судном. (Во-первых, эскадрилья ночных истребителей называлась Escuadrilla de Vuelo Nocturno, а во-вторых Санмартин возглавил её только после гибели первого комэска 11 ноября 1938 года - прим.переводчика)

6 августа был замечен Lake Lugano - британский транспорт, идущий под эстонским флагом, и достигнувший, к моменту обнаружения, порта Паламос. 2120-тонный корабль был атакован в 23.10, но четыре 250-ти килограммовые бомбы, упав с недолетом, лишь слегка повредили его. В 01.45, 01.55 и 02.35 атаки на судно повторились, при чем Хейнкели сбросили в общей сложности шестьдесят 50-ти килограммовых зарядов и несколько торпед, которые серьезно повредили транспорт. Пожар на борту довершил начатое Хейнкелями дело.


Редкое фото - He-59C-1 после приводнения в гавани Полленсы

15 августа настал черед испанского танкера Campomanes водоизмещением 6276 тонн, который был сожжен прямо в порту Валенсии. ЖБД AS/88 говорит: "В 21.45 самолет сбросил на большой танкер в порту Валенсия 4х250 кг бомб. Одна бомба попала в гавань, а три легли на палубу корабля. Зенитный огонь велся противником лишь эпизодически."
2 ноября He-59B-2 был сбит в небе над Санта-Кристина-де-Аро (Santa Cristina de Aro), а экипаж (все целы и невредимы, лишь один легко раненный) был взят в плен. 18 ноября Хосе Фалько, управляя Чато CA-036 поднялся в небо, как только посты наземного наблюдения сообщили о появлении He-59, догнал франкистский самолет и, после короткого боя, сбил его недалеко от Виллафранка (Villafranca).

Самой большой удачной атакой, поведенной силами AS/88 за всю гражданскую войну, была атака порта в Барселоне, проведенная в ночь с 25 на 26 ноября. Сброшено было в общей сложности 15 тонн бомб. Однако, не смотря на этот успех, год для AS/88 заканчивался на трагической ноте - лейтенанту Фалько на CA-230 удалось подловить еще один He-59, в коротком бою с которым двухмоторник был сбит а весь экипаж погиб. Уже после окончания конфликта были найдены сгоревшие останки немецких летчиков с этого самолета.

К началу 1939 года на службе в AS/88 оставались восемь самолетов He-59. 7 января "башмачники" провели бомбардировку вокзала Кастелдефельс (Castelldefels), во время которой их внезапно атаковало звено республиканских истребителей, которые, отогнав бомбардировщики, не смогли помешать им спокойно вернуться на свою базу в Полленсе. 26-го войска националистов вошли в Барселону, а к 10 февраля франкисты получили контроль над всей континентальной Испанией. Район действий AS/88 сузился, таким образом, до Испанского Леванта.


71-3, февраль 1939 года

К этому моменту блокада портов стала практически тотальной, снабжение отсутствовало, что стало причиной большого количества выступлений и мятежей среди мирного населения и армии республиканцев. Так, 8 февраля часть гарнизона острова Минорка выступила против республиканского правительства, а один из He-59B-2 доставил туда с базы в Полленсе офицеров-франкистов, которые должны были стать во главе восставшего гарнизона. Поздно ночью еще один Хейнкель атаковал колонну грузовиков на острове, а уже к полудню следующего дня контроль над Миноркой перешел к франкистам.

5 марта восстал гарнизон Картахены, и Хейнкели начали выполнять полеты на поддержку восставших. Именно тогда один из двухмоторников был сбит И-15 из 2-й истребительной эскадрильи. К счастью, Хейнкелю удалось приводнится в районе, который патрулировался самолетами Кант Z-501 из состава Gruppo 2-G-62. Именно они и сообщили о приводнении в Полленсу, откуда на помощь экипажу немедленно вышел Mar Cantabrico, принявший экипаж на борт и потопивший уже поврежденный бомбардировщик.

Война для AS/88 закончилась еще одной потерей, когда 22 марта He-59B по причине остановки двигателя совершил вынужденное приводнение в очень неспокойном участке моря в 20 морских милях от Эс Ведры (Es Vedra) рядом с Ибицей. Во время посадки оторвались верхнее крыло и левый поплавок - экипаж, хоть и пережил неприятные минуты, был замечен пролетавшим рядом Кантом Z.501 и вскоре спасен.

В СОСТАВЕ ВВС ИСПАНИИ

После завершения гражданской войны AS/88 оставалась на базе в Полленсе вплоть до 30 апреля, где, после своего ухода, оставила испанцам три He-59B-2, один He-60E и три совершенно новых Арадо (Ar-95A-0), полученные 3 апреля. Также был оставлен и спасательный бот Pollensa.


Два вида с воздуха на гидроавиабазу в Полленсе

He-59B-2 получили, согласно договоренностям, испанские обозначения 71-1, 71-2 и 71-3. В последующие месяцы было совершено лишь несколько полетов, поскольку основной задачей испанских ВВС была, в это время, реорганизация боевых частей и перевод их на несение мирной службы.

1-го сентября 1939 года приказ 2-го Отдела Генерального Штаба ВВС Испании включил все стоящие в Полленсе машины в состав Смешанной Группы Гидроавиации (Crupo Mixto de Hidros), включавшая в себя две эскадрильи. 52-я состояла из Хейнкелей He-59B-2 и He-60E, а в 51-й осталось звено Ar-95. В составе не входящей в СГГ 53-й эскадрильи были Канты Z.501 и 506B. Командиром Смешанной группы был объявлен майор Игнасио Ансальдо (Ignacio Ansaldo), 52-й эскадрильей командовал капитан Хосе Мария Баррера (Jose Maria Barrera). В 1940 году прошла следующая реформа - были учреждены полки, в состав которых вошли авиационные эскадрильи. За Воздушную зону Балеарских островов отвечал 3-й полк, находившийся в Сон-Сан-Хуане (Son San Juan) и состоящий из 28-й истребительной Группы, вооруженной истребителями И-16 "Рата", а затем - ФИАТами CR.32, 113 бомбардировочной Группы (на вооружении He-111B) и 51-й Группой Гидроавиации, состоящей из двух эскадрилий и по-прежнему базирующихся в Полленсе.


Персонал AS/88 в конце гражданской войны

Из-за таких постоянные перестановок "Башмачники" поднимались в воздух исключительно с целью проверки технической части, при этом горючего у бомбардировщиков было в достатке - все-таки начинало сказываться влияние первых столкновений Второй мировой войны и промышленность уже переводилась на военные рельсы.

2 ноября 1941 года внезапные и сильный ураган накрыл Полленсу и разбил стоящий в гавани He-59B 71-1. К этому времени другие две машины уже активно ржавели, а на базе не сомневались в скорой замене парка. Не известны точные даты списания самолетов, но последняя фотография этих двухмоторников датируется 9 сентября 1943 года, а в 1945 их уже не было в списке материальной части ВВС Испании.


Испанские техники около He-59. 1941 год. Отметим двухцветные испанские кокарды


КОДЫ, ЭМБЛЕМЫ, КАМУФЛЯЖ


He-59B поступали в Испанию целиком в цвете RLM02. Руль направления был белого цвета с нанесенным на нем черным андреевским крестом, а по обе стороны фюзеляжа наносиласься на уровне остекления кабины черный круг. Законцовки крыльев окрашивались в белый цвет, на верхней поверхности верхнего крыла справа и слева были кокарды и большие белые андреевские кресты в черной рамке. То же самое повторялось на нижних поверхностях нижнего крыла.

Первые, прибывшие в Испанию, экземпляры He-59B несли заводской номер (Werke Nummer) на хвостовой части фюзеляжа. Это точно известно на самолетах 512, 513 и 529. Когда эмблемой AS/88 стал пиковый туз, его наносили внутри черного круга, расположенного на носу с каждого борта фюзеляжа между кабиной пилота и носовой стрелковой точкой. Через некоторое время несколько самолетов получили на фюзеляже ближе к хвосту белый вымпел с двумя красными кружками - такой же вымпел несли многие корабли, показывая, таким образом, свою связь с Комитетом по невторжению. (В реальности это был Комитет по невмешательству в испанские дела, и демонстрацией этого вымпела немцы прикалывались, указывая, что препятствуют контрабанде оружия республиканцам - прим.переводчика)


На боевом задании

Когда гидросамолеты передали в состав ВВС Испании, они сохранили все свои опознавательные знаки и эмблемы, как и полученные в конце гражданской войны номера 71-1, 71-2 и 71-3, однако на крыльях все черные кокарды и андреевские кресты были заменены на национальную двухцветную кокарду Испании (ставшую после гражданской войны опознавательным знаком испанской военной авиации). В конце 1941-начале 1942 годов номера заменили на 51-2 и 51-3 (71-1 был потерян от сильного урагана). Никаких других изменений в маркировке и окраске He-59 не происходило.

Juan Arraez Cerda
Перевод avianikitoss и alexww1

КОНЕЦ
Tags: heinkel, авиация, испания
Subscribe

Posts from This Journal “испания” Tag

  • 112. Часть третья. Испания

    Кадис, конец ноября 1936 года - в то время, как Ме-109V-3 и V-4 выгрузили на берег, He-112V-5 с гражданской регистрацией D-IIZO также прибыл в…

  • Валти. Окончание. Испания

    Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании. Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже…

  • Поте-63-11 в Испании

    Поте-63-11 №501 из состава GR I/36 совершал перелет во французскую северную Африку, когда на самолете отказал один из двигателей. Экипаж в составе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “испания” Tag

  • 112. Часть третья. Испания

    Кадис, конец ноября 1936 года - в то время, как Ме-109V-3 и V-4 выгрузили на берег, He-112V-5 с гражданской регистрацией D-IIZO также прибыл в…

  • Валти. Окончание. Испания

    Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании. Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже…

  • Поте-63-11 в Испании

    Поте-63-11 №501 из состава GR I/36 совершал перелет во французскую северную Африку, когда на самолете отказал один из двигателей. Экипаж в составе…