Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Звездный час Бреды

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Благодаря провокации японской армии, в июле 1937 года японско-китайский конфликт перерос в полноценную войну. Возбужденная ультрамилитаристскими намерениями, поддерживаемыми лично Императором, Япония грезила о скорой победе над противником. Правящие круги островной империи даже не удосужились квалифицировать происходящие события как "военные действия", ограничившись констатацией "Японо-Китайского инцидента". Однако вскоре, благодаря быстрому продвижению своих войск с манчжурских баз к Пекину, они приняли решение в полномасштабной войне поразить Китай в самое сердце. Сердце это располагалось в долине Янцзы и представляло собой один из основных экономических центров страны с портом Шанхай и старинной столицей империи Мин, городом Нанкином.


Breda Ba.27, 29-й Чунгтуй, Нанкин, 1937 год

Националисты Чан Кай-ши избрали этот город столицей нового Китая и расположили там лучшие свои силы - элитные части, а также авиацию. Когда в августе 1937 года японский имперский флот осадил Шанхай, война приобрела гигантские масштабы и активная ее фаза продолжилась вплоть до ноября. Эта битва стоила японцам порядка 40 000 человек убитыми против 90 000 у китайской армии, и это не считая сотен тысяч мирных жителей. По американским оценкам, в битве за Шанхай китайцы потеряли порядка 60% своих элитных подразделений.
В воздухе господствовала японская военно-морская авиация. Бомбардировки густо населенных районов Китая осуществлялись новыми дальними самолетами Мицубиси G3M ("Nell" согласно кодировке союзников). Впервые в мировой истории "стратегические" дальние рейды выполнялись систематически, а целью их являлись в основном гражданские объекты (военные были редкостью) - это стало одним из предвестников начавшейся вскоре Второй Мировой Войны (вообще говоря, это "доктрина Дуэ" в чистом виде - прим.переводчика), а количество жертв среди мирного населения после таких налетов перевалило за десятки тысяч человек.

Китайская истребительная авиация стремилась к перехвату этих рейдов, при чем не без успехов, однако она очень быстро растеряла весь свой боевой потенциал, поскольку практически все опытные летчики были "выбиты" японцами, а материальная часть потеряна или сильно повреждена. Быстрое отступление перед превосходящими силами японцев, исчезающе малое финансирование и общая "лоскутность" большой страны с задержками в управлении и снабжении не позволяла китайцам поддерживать истребительную авиацию на должном уровне. Пример Бреды-27 это хорошее тому подтверждение.

СРАЖЕНИЯ

В начале вооруженного конфликта из 11 самолетов Бреда Ba.27M (заказ был на 18 аппаратов, но поставили всего 11 - прим.переводчика) в пригодном для полетов состоянии находилось всего 7 машин, используемых в основном для завершающей стадии обучения летчиков. Вначале все самолеты были приданы 7-му Чунгтую (Chungtui на русский правильно транскрибируется как Чжундуй - буквально «обычный отряд», а в армейском смысле авиаэскадрилья/рота - прим.переводчика), а в июле 1937 года их передали в 29-й Чунгтуй 1-го Татуя (Tatui - в правильной транскрипции Дадуй – буквально «большой отряд», а в армейском смысле авиагруппа/батальон - прим.переводчика), подчинявшегося непосредственно Главному Штабу и расположенного в Цзяньсу и Кантоне. Как и все используемые в Китае итальянские самолеты, Бреды были вооружены датскими пулеметами Мадсен (Madsen) калибра 7,9 мм.


Breda Ba.27 в Китае

Отметим, что переведенные 10 августа из 29 Чунгтуя машины не принимали участие в воздушных боях, там действовали недавно полученные из США Hawk III. К этому времени ситуация становилась просто критической, но надежда вернулась с заключением 21 августа договора о взаимопомощи с Советским Союзом. СССР удалось воссоздать старый "революционный" альянс, который был разбит Чан Кай-ши в 1928-1930 годах путем ликвидации коммунистического сопротивления и осложнением отношений с пролетарским соседом. Однако, после "патриотического перемирия" декабря 1936 года, когда Чан и Мао объединили свои усилия по отражению японской агрессии, появилась возможность заключения стратегического союза с СССР, в котором, не смотря ни на что, все стороны вели двойную игру и не сильно доверяли друг другу.

В итоге получилось, что если Запад помогал Китаю в основном добрым словом и небольшими поставками вооружений по интересной цене, то русские предоставили восточному соседу на очень выгодных условиях большое количество оружия и военной техники, в том числе и самолетов. Кроме того из СССР прибыло большое количество "добровольцев", задачей которых, как и в Испании, было обучить и повести за собой китайских летчиков.


Кабина пилота

В ожидании подхода советской помощи необходимо было продержаться имеющимися силами, ведь японцы к тому времени получили в свое распоряжение новый самолет - Мицубиси А5М. Этот моноплан с неубирающимися шасси, маневренный, скоростной и имеющий довольно большой радиус действия, великолепно справлялся с прикрытием бомбардировщиков G3M и, в отличие от A4N, легко расправлялся с китайскими истребителями. В целом он достойно завоевал себе доброе имя, став предшественником известного "Зеро". По непроверенным данным именно такой самолет 22 сентября сбил в небе над Нанкином последний из десятки китайский Боингов-281 (экспортная версия известного Пишуттера) из 17-го Чунгтуя (называвшегося "Белые соколы"). Здесь необходимо сделать отступление и отметить, что Боинги являлись как-бы "альтер эго" самолетов Бреда-27.

Стоит вспомнить и еще одну часть, практически полностью "выкошенную" при обороне столицы - 8-й Чунгтуй 3-го Татуя, располагавшийся в провинции Цзянсу. Первоначально он состоял из девятки ФИАТ CR.32, поставленных итальянцами в Китай, но на момент начал активных боевых действий парк чунгтуя сократился всего до трех исправных аппаратов и туда придали пять самолетов Hawk II. Согласно документам, которые удалось разыскать, именно эти пять полученных машин позволили сохранить в резерве все Бреды, которые в октябре смогли усилить оборону столицы.


Первый прототип Breda Ba.27

12 октября произошел очередной налет девятки Мицубиси G3M на Нанкин. Бомбардировщиков прикрывал одиннадцать A5M, когда на горизонте показались семь быстро приближавшихся машин, похожих на японские самолеты. Зная, что "Боингов" у китайцев больше нет, японские летчики приняли машины за свои. Однако внезапно 7 самолетов перешли в атаку, небо раскрасили пулеметные очереди, а характерные звуки указывали на попадания в японские машины. Оливковые Бреды явно выделялись на фоне зелено-коричневых Мицубиси, которые, превращаясь в горящие кометы, один за другим начали подать на землю. Не смотря на численное превосходство, японские летчики поспешили ретироваться...

Отчет японских истребителей, сделанный после боя, выглядел довольно загадочно, но давал серьезную пищу для размышлений. Три истребителя, три лучших японских летчика оказались убиты в этом боестолкновении, а оставшиеся заявили о пяти "возможных" победах над противником! Зная склонность японцев к преувеличению своих заслуг можно смело признать, что три подтвержденные летчиками морской авиации потери, это выдающийся результат китайцев на истребителях Бреда!


Бреда перед отправкой в Китай

Двумя днями позже 11 китайских самолетов вновь были замечены японцами в этом районе. После боя японцы заявили две победы, и все бы хорошо, но нет документальных подтверждений того, что в этом бою принимали участие именно Бреды. После этого боя воздушная оборона столицы продолжалась еще месяц, а затем правительство было вынуждено эвакуировать свои войска в ожидании советской помощи. Не забываем так же, что после сдачи Шанхая китайская армия был ни чем иным, как массой пораженцев, бегущих в центр страны, которые, к тому же, были сильно разбавлены миллионами потерявших всякую надежду мирных жителей.

К концу 1938 года все эта слабоуправляемая, находящаяся под постоянными бомбардировками масса людей, к которой примешалось и правительство, достигла Уханя, а затем и Чуньцина. Японцы в это время не гнушались открывать огонь и по нейтралам - так, американская канонерка USS Panay была сожжена не смотря на то, что на ее борту находились американские дипломаты и технические службы посольства США.
13 декабря пал Нанкин, и японцы устроили настоящую резню, сравниться с которой смогут лишь времена кровавого Тамерлана... Западные люди, ставшие свидетелями этого ужасного жертвоприношения, назовут потом его "Нанкинское насилие". Китайцам же не осталось ничего другого, как перейти к всеобщей партизанской войне, пользуясь огромными размерами своей страны.


Бреда перед отправкой в Китай

Звездный час Бреды Ba.27 наступил в небе Китая, на защите его столицы Нанкина, в очередной раз павшей жертвой "варваров"... Описывать дальнейшую судьбу этих итальянских машин не имеет смысла, по скольку, скорее всего, все они были потеряны во время отступления в Ухань. К тому же как раз в это время начали прибывать советские И-16 и И-152...

Stephane Soulard
Первод avianikitoss и alexww1
Tags: breda, авиация, китай
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments