Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

B-66. Часть вторая

КАРЬЕРА БОМБАРДИРОВЩИКА

В середине 1954-го года было предусмотрено оснащение Дестроерами шести легкобомбардировочных сквадронов 47-го легкобомбардировочного крыла USAF в Европе (USAFE) и 347-го бомбардировочного крыла тактического воздушного командования (TAC) в Соединенных Штатах. Однако многочисленные бюджетные сокращения в купе со снижением общего количества произведенных машин полностью перекроили первоначальные планы.


RB-66B из 363 TRW, 1965 год

Переведенное в подчинение тихоокеанскому командованию (PACAF), 17 бомбардировочное крыло получило свой первый В-66В в Хартберт-Филд (Hurtburt Field) в Флориде 16 марта 1956 года. Поставка производилась партиями вплоть до 18 сентября 1957 года, что позволило экипажам не спеша освоить новый двухмоторный реактивный самолет, переходя на него с В-57 (34-й сквадрон) и с В-26 (37 и 95 сквадроны). В сентябре 1956 года четыре Дестроера совместно с тридцатью шестью F-84F, RF-84 и F-100C участвовали в операции Mobile Baker, в процессе которых В-66В были дозаправлены с новейших летающий танкеров KB-50B. В том же году один из В-66В сбросил ядерную бомбу на атолл Бикини во время операции Redwing, и это были первые испытания термоядерного заряда в США. В конце 1958 года способность быстрого перемещения двухмоторных реактивов была проиллюстрирована операцией Mobil Zebra: через 17 часов после объявления тревоги во Флориде самолеты находились в воздушном пространстве Филиппин...


B-66B "50310" на одной из французских авиабаз в начале 60-х годов

В июне 1958 года 17-е бомбардировочное крыло было переведено в Англию, где и было расформировано, передав свои самолеты в 84, 85 и 86 бомбардировочные сквадроны 47-го бомбардировочного крыла, использовавшие до этого момента B-45 Торнодо (Tornado). Следующие четыре года находящиеся в Скулторпе (Sculthorpe) самолеты успешно выполняли задания НАТО по противостоянию силам стран Варшавского договора. В июне 1962 года 47-е бомбардировочное крыло также было расформировано, и основной причиной тому был стоящий на этих машинах радар К-5 компании Вестерн Электрик (Western Electric), который уступил свое место абсолютно новой модели МА2, позволявшей проводить бомбометания с гораздо более высокой точностью. Кроме того, на замену самим двухмоторным бомбардировщикам, к этому времени уже пришел Рипаблик Тандерчиф (Republic F-105 Thunderchief)...

МИССИИ С ГРИФОМ "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО"


B-66B из 47-го бомбардировочного крыла, Великобритания, 60-е годы

Разведчики, которых и было больше, чем бомбардировщиков, и служили они не в пример дольше, успели отметиться практически на всех фронтах "Холодной войны". Начнем с того, что три тактических разведывательных крыла (TRW), находящиеся в подчинении трех разных командующих (TAC, PACAF и USAFE) получили свои первые машины RB-66B в 1956 году. В Штатах, в январе 1956 года первым оснастили 16 сквадрон ночной тактической разведки (TRS) из 363-го крыла, расположенного в Южной Каролине. Оснащение происходило не одномоментно, и пилоты разведчиков плавно переходили на новые машины со своих RB-57A. Вместе с тем, 9 TRS (электронная и метеорологическая разведка) из этого же крыла с 1956 года начал получать RB-66C, а с 1957 комплектовался уже WB-66D, которые прослужили до 1966 года. Интересно, что 41 и 43 сквадроны ночной разведки в 1959 году были распущены.
В декабре 1956 году свои RB-66B получили 12 ночной TRS и 11 TRS электронной разведки (оба из состава 67 тихоокеанского TRW), использовавшие до этого RB-26C и WB-26C. В 1957 году туда же поступили и WB-66D. Со своей, расположенной в Японии, базы Йокота (Yokota), они выполняли разведывательные полеты в районе советских Курил и Владивостока вплоть доя расформирования крыла 8 марта 1960 года.


RB-66B, 66-е TRW, Великобритания

USAFE, в свою очередь, использовал эти машины гораздо дольше, и связано это было с тем, что еще RB-45C, базировавшиеся в Скулторпе на Британских островах, выполняли многочисленные полеты далеко вглубь "железного занавеса" (на самом деле не далее, чем вдоль границ, иначе бы они все были сбиты - прим.переводчика). В 1957 году началась замена самолетов на более современные, и первым оказался 19 TRS из 66 TRW, за ним последовал 30 TRS (66 TRW) и 1 TRS (10 TRW). Закончилось перевооружение к концу 1957 года, а уже в 1965 на смену RB-66 пришел гораздо более современный RF-4C.
Подавляющее большинство заданий, которые выполняли эти самолеты, избороздившие небо Центральной Европы и часами висящие над "железным занавесом", дозаправляясь над Германией или Скандинавией, были совершенно секретны. Речь в этих миссиях, как правило, шла о сборе разведывательной информации о состоянии вооруженных сил стран-участниц Варшавского Договора. WB-66D, в свою очередь, смогли существенно расширить банки данных по метеорологии, при чем сделано это было в период до 1960 года, когда все разведчики погоды вернули в США для консервации и передачи на хранение.


RB-66B в начале 60-х годов, 10 TRW

Уже успевшие устареть, радиоэлектронные разведчики выполняли полеты над железным занавесом, заранее зная, что их пеленгуют. Пилоты этих самолетов собирали информацию о частотах, сигналах и позывных ПВО стран Варшавского договора, заставляя ее проявить себя. Будучи полной противоположностью способным летать с большой скоростью на низких высотах RF-101 "Вуду" (Voodoo), Дестройеры были гораздо медленнее и неповоротливее, однако могли нести вооружение, соответствующее их текущим задачам. Не смотря на это, вылетевший 10 марта 1964 года с базы Туль-Розьер (Toul-Rosieres) B-66B были сбит советскими истребителями примерно в 40 километрах в глубине территории ГДР, а трое летчиков этой машины были выданы натовцам спустя несколько недель. Официальное сообщение звучало следующим образом: "Во время учебного полета на отработку навигации штурман произвел ошибку в расчетах и самолет отклонился от заданного курса на 160 километров..."


RB-66B, 10-е TRW, Алконбери (Alconbury), Великобритания, 1964 год

Спустя год после этих событий авиачасти покинули Туль и перебрались на базу Шамбле (Chambley), где выло создано 25-е тактическое разведывательное крыло (25 TRW). Когда в 1966 году USAFE заявили о выводе своих сил с территории Франции, 42-й разведывательный сквадрон никуда переводить не стали, а расформировали его прямо на месте 22 августа. Менее, чем годом ранее (осенью 1965) пять B-66B из 19-го сквадрона, оснащенные средствами РЭБ, были отправлены в США, а сам сквадрон, переименованный в 19-й тактический сквадрон РЭБ, был придан 363-му TFW, где уже заканчивали свою службу WB-66B, ставшие учебными машинами для начинающих летчиков. Казалось, время Дестроеров безвозвратно подходит к концу, но разгоревшийся вскоре вьетнамский конфликт придал второе дыхание картере этого летательного аппарата...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: douglas, авиация, сша
Subscribe

Posts from This Journal “douglas” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments