Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

B-66. Часть третья

ЭСКОРТИРУЯ ИСТРЕБИТЕЛИ

Август 1964 года. После американской провокации в Тонкинском заливе конгресс США разрешает отправку самолетов USAF на индокитайский полуостров. Отправлению подлежат B-57 из 8 и 13-го BS, F-100 из 459-го FIS 3-го TFW и F-105 из 18-го TFW. С этого начинается развертывание операции Flaming Dart, целью которой был захват Северного Вьетнама и которая перейдет в основную стадию уже в следующем месяце. Ответ вьетконговцев на такие действия стал для американцев унизительным - 2 ноября 1964 года были уничтожены шесть B-57 в Бьенхоа (Bien Hoa), а 7 февраля сгорели топливные резервуары в Туихоа (Tuy Hoa). С этого начались активные боевые действия, и 24 B-57 атакуют базу 9-й дивизии Вьетконга в Фыоклонге (Phuoc Long). Выглядело это довольно странно, поскольку B-66B уже сняли с активного использования, а их предшественники великолепно сражались!
2 марта началась операция Rolling Thunder - серия интенсивных бомбардировок, посредством которых президент Джонсон хотел заставить правительство Северного Вьетнама отказаться от поддержки партизан на юге. Необходимое для этого усиление американской группировки продолжалось, и уже вскоре парк самолетов был пополнен шестью RB-66B и C, выделенных из состава 363 TRW 9-й разведывательной тактической группы. В дополнение к своим разведывательным миссиям, эти самолеты неоднократно были замечены в качестве целеуказателей для групп истребителей-бомбардировщиков, когда, создавая помехи для ПВО противника, они наводили на цель F-105, не имевшие возможностей РЭБ.


RB-66B из состава 6460 TEWS, Таншоннят, 1965-1966 годы

Радиоэлектронная блокировка осуществлялась этими машинами также и во время частых парных полетов, когда, находясь над линией соприкосновения сторон Дестроеры выявляли все более и более усиливающуюся систему вьетнамской ПВО. Именно эти самолеты впервые засекли появление у вьетнамцев 57-мм зенитных пушек С-60 с радиолокационным наведением, быстро сменивших в войсках противника ЗПУ-4 калибра 14,5 мм и ЗСУ-23, калибра 23 мм.
23 июля 1965 года один из Дестройеров к западу от Ханоя осуществляет перехват передачи радара наведения SA-2 (советское название С-75 "Двина" - прим.переводчика), ракетного комплекса, который у северовьетнамцев уже был, но засечь радар которого до этого момента не удавалось. А уже на следующий день B-66 не смог заблокировать радар наведения такой же SA-2, и один из участвовавших в налете на оружейный завод "Фантомов" оказался жертвой этого ракетного комплекса. Не смотря на это происшествие, количество Дестроеров в Юго-Восточной Азии неуклонно продолжало расти. Вместе с тремя свежеполученными машинами, шесть уже имевшихся в наличии создали в Тайланде 41-й тактический сквадрон электронной разведки, приданный 355 TFW, вооруженному F-105.


EB-66C из состава 36 TFW, 39 TEWS, 1970 год

Прибытие еще пяти машин позволило американцам по-новому распределить роли. Оборудованные блоками РЭБ, которые, как считали американцы, способны заблокировать действие любого радара противника, B-66B направляли на прикрытие истребителей-бомбардировщиков на всем их пути до цели и обратно, а RB-66C осуществляли полеты на прослушивание и перехват кодированных сообщений систем ПВО противника и определение путей подхода и отхода вражеских перехватчиков. Получая такую информацию, пилоты этих машин могли в любой момент сообщить об опасности, подстерегающей прикрываемые ими самолеты.
В феврале 1966 года RB-66C из 41-го сквадрона перелетели на аэродром Таншоннят (Tan Son Nhut) в районе Сайгона, где и формируют костяк 460-го TRW, усиленного, к тому времени, 6460-м и 6461-м сквадронами РЭБ, прибывшими из США. Операция Rolling Thunder, тем временем, продолжается - один из RB-66C американцы теряют 25 февраля, еще один 20 июля, и в сентябре 1966 года Дестроеры переводят на базу Удорн (Udorn) в Тайланде. Нареченные EB-66B и C, самолеты постепенно прекращают сопровождение и прикрытие других машин, оснащаемых, к этому времени, контейнерами постановки помех QRC-160ECM. Кроме того, с получением в мае первых EF-105F, резко увеличивается их боевая активность в составе так называемых "Диких ласок" (Wild Weasel, подразделения ВВС США, предназначенные специально для борьбы с зенитно-ракетными комплексами - прим переводчика).


EB-66C из состава 52 TFW, 39 TEWS, 1972 год

НЕОБХОДИМОЕ УКРЕПЛЕНИЕ - EB-66E

Иногда Дестроеры просто "разрывало" от запросов на работы. В их помощи постоянно нуждались расположенные в Тайланде 13-е ВВС (Air Force), B-52 из стратегического воздушного командования с авиабазы Андерсен на Гуаме, палубная авиация 77-й тактической разведывательной группы... При этом один из самолетов, EB-66C 55387 еще 4 февраля 1968 года был сбит прямым попаданием ракеты SA-2. В таких условиях старенькие EB-66B оставались в строю, и даже прибытие в августе первых EB-66E не смогло перевести их в резерв. Все лето Дестроеры под прикрытием F-4 собирали информацию над Тонкинским заливом и Северным Вьетнамом вдали от ракетных пусковых установок. В октябре 1967 года - новый удар. Батареи SАМ (по-русски это будет просто ЗРК, без указания конкретного типа - прим.переводчика), лучшая система прикрытия МиГов, массово появились под Ханоем. Дальше - больше. В декабре 1968 года, не смотря на атаки их баз, северовьетнамские истребители начали охоту за американскими самолетами РЭБ, которым, для уменьшения риска быть сбитыми, пришлось изменить все маршруты полетов. Сверовьетнамцам удалось даже рассчитать маршруты полетов EB-66, а получение новых ракет SA-3 (советское название С-125) и переносных SA-7 (советское название "Стрела-2"), вкупе с новыми возможностями оптического наведения SA-2, сделало работу самолетов РЭБ гораздо менее эффективной. Стоит также отметить, что, по сравнению с январем, возросла агрессивность истребителей МиГ-21 -так, ракетами Атолл класса воздух-воздух (советское название К-13) был сбит EB-66C 55388, а общее соотношение побед к потерям составлявшее, по данным USAF, 3 к 1 с апреля 1965 по июнь 1967, изменилось на 0,85 к 1 в период с июня 1967 по март 1968 года.
После шока, вызванного наступлением Вьетконговцев во время праздника "Тет" (вьетнамский новый год - прим.переводчика), американцам пришлось пересмотреть политику бомбардировок северного Вьетнама и 31 марта 1968 года прекратить полеты бомбардировочной авиации севернее 20-й параллели, а еще через 6 месяцев прекратить любые атаки северовьетнамских войск.


Надвигается тропический шторм

ПОЗЫВНОЙ "BAT-21" НЕ ОТВЕЧАЕТ

Остановка операции Rolling Thunder вызвала передислокацию двухмоторных военный реактивных самолетов РЭБ. 41-й сквадрон расформировали в октябре 1969 на авиабазе Такхли (Takhli) в Тайланде, а Дестроеры передали в 29-й сквадрон тактической электронной разведки (бывший 19-й сквадрон, направленный в феврале 1968 года в связи с "инцидентом Пуэбло" в Южную КОрею и на авиабазу Итадзукe (Itazuke - Фукуока, Япония)), приданный 18 тактическому истребительному крылу (TFW) с авиабазы Кадена на Окинаве. Странно, но вскоре после этого самолеты вновь появляются в Европе - в апреле 1969 года машинами EB-66C и EB-66E оснащается 39-й TEWS из 36-го TFW в Битбурге (Германия), а затем, в конце 1971 года, их ставят на боевое дежурство в 52-й TFW на авиабазу "Шпангдалем". Однако, таким ветеранам приходится все тяжелее и тяжелее - постоянные поломки и проблемы с запчастями приводят к тому, что уже в декабре 1972 года эти самолеты исчезают из состава USAFE.
Однако схватка в небе над Южным Вьетнамом не прекращалась, более того, она включила районы Лаоса и Камбоджи. В сентябре 1970 года 6460-й сквадрон был придан 355 TFW и переведен в Корат (Korat). С 31 марта 1968 по февраль 1971 он потеря в общей сложности четыре EB-66. Именно с февраля 1971 года, после неоднократных обстрелов разведывательных самолетов, возобновились военные действия на севере демилитаризованной зоны, разделявшей Северный и Южный Вьетнам. 10 марта там был сбит EB-66C 55389, который вел достаточно успешную разведку мест расположения пусковых установок, а также наблюдал за маршрутами перевозки топлива. А вот последний Дестроер, сбитый во Вьетнаме, упал на юге демилитаризованной зоны 2 апреля 1972 года. В тот день после полудня пара RB-66C с позывными BAT21 и BAT22 сопровождала бомбардировщики В-52 в южной части демаркационной линии. Группа самолетов уже взяла курс на восток, когда из демилитаризованной зоны было выпущено три ракеты, накрывшие BAT21 - RB-66C 54466.


За несколько секунд до приема топлива с борта KC-135

Катапультироваться успел только штурман - Подполковник Айсел Е. Хамблтон (lt.col Iceal E. Hambleton). Вся дальнейшая операция по его спасению показывает нам сложность поисково-спасательных операций весной 1972 года. Сначала капитан Кемптон (J.D.Kempton) на OV-10 пролетел под кромкой облаков с целью нахождения места крушения и установления радиосвязи. Затем на прикрытие штурмана отправлялась пара летчиков на Скайрейдерах (Skyraider), которые обстреливали северовьетнамцев, находившихся в каких-то ста метрах от Хамблтона, успевавшего даже корректировать огонь прикрывающих его самолетов. Однако спасти подполковника в этот день не удалось - два из четырех вылетевших UH-1B были сбиты, так и не дойдя до цели. На следующий день вновь настал черед OV-10 прикрывать американца. 6 апреля спасательный HH53 был подбит прямо на глазах прикрывавших Хамблтона пилотов. Лишь через 12 дней после катапультирования наземный прорыв группы американских солдат увенчался успехом, и штурман был вывезен. Такая сложность говорила о том, что вьетнамцы все больше и больше насыщали демилитаризованную зону вооружением с целью начать свое весенние наступление.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: douglas, авиация, сша
Subscribe

Posts from This Journal “сша” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments