Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

B-66. Часть четвертая. Окончание

CONSTANT GUARD, LINEBAKER И КОНЕЦ ВОЙНЫ

Несколькими днями ранее, в первые утренние часы 30 марта 1972 года третья дивизия регулярной армии перешла границу демилитаризованной зоны, разделявшей два Вьетнама. Прикрываясь густым туманом, она в течение трех дней достигла своей цели и занял северную часть провинции Куангчи (Quang Tri). 5 апреля в атаку перешли остальные силы, занявшие территорию к северо-востоку от Сайгона, а еще через несколько дней в горах в центральной части страны был открыт третий фронт.


В небе над Индокитаем EB-66E. 15 мая 1970 года

Для того, чтобы противостоять этому массированному наступлению, американцы провели ряд транстихоокеанских перемещений вооруженных сил, названных операции Constant Guard I, II, III и IV. Во время этих операций восемь EB-66 из 363-го TRW покидают авиабазу Шо (Shaw) и, к началу объявленной Никсоном 8 мая 1972 года операции Linebaker, состоявшей в том, чтобы уничтожить северовьетнамские объекты, без которых было бы невозможно продолжать войну на юге, присоединяются к авиации, ведущей там активные боевые действия. Благодаря бомбам с лазерным наведением Paveway точность бомбометания была на порядок выше, чем в 1968 году, но уязвимость самолетов-носителей таких бомб требовала большого количества самолетов, которые должны были бы прикрывать бомбардировщики от любого типа угроз.


EB-66E из 39 TEWS 363 TRW, 1972 год

Атака моста Поля Думера, проведенная в первые дни операции Linebaker, стала тому ярким подтверждением. 8 мая в 03.30 экипажи четверки EB-66 начали срочные приготовления к вылету. За завтраком в 04.00 утра уже все говорили о начале крупной операции, а в 06.00 начался брифинг с выдачей боевых заданий. Истребители-бомбардировщики F-4 из 8 TFW вылетали из Убона (Ubon), из Удорна (Udorn) - разведывательные F-4 и истребители прикрытия и борьбы с МиГами (MIG-CAP). Корат (Korat), база 388-го TFW, предоставила два звена EB-66 и три из состава "Диких ласок", действующих на EF-105, а также один высотный разведчик У-2, заправщики KC-135 взлетали в У Тапао (U Tapao). Кроме того, один Боинг RC-135M 82-го стратегического разведывательного сквадрона к этому времени уже взлетел с авиабазы в Окинаве, имея задание контролировать активность МиГов и осуществлять связь между различными воздушными частями. Всего же, если ко всему вышеперечисленному добавить еще Скайрейдеры и спасательные вертолеты, для атаки на мост и железную дорогу Йен Вьен (Yen Vien) выделялось 120 самолетов USAF, при этом только 32 F-4 несли 65 тонн бомб, а остальные 88 самолетов должны были обеспечивать и прикрывать их!


EB-66E, 52 TFW, 39 TEWS, 1972

В 08.05 EB-66 поднимаются в воздух двумя звеньями, а в 09.40 в Ханое объявляется воздушная тревога. Пятью минутами позже на высоте 10 000 метров самолеты 42-го TEWS достигают периметра ПВО вьетнамского города. Включив аппаратуру электронной блокировки, они позволяют Диким ласкам и F-4 воспользоваться созданным коридором безопасности, отработав в котором, все эти самолеты обеспечивают безопасность истребителям-бомбардировщикам. Итогом стало разрушение моста Думера и полная блокировка всех зенитно-ракетных комплексов, однако МиГам удалось сбить пару F-4 из состава 432-го TRW.


Утилизация одного из Дестройеров на базе в Великобритании

Завершенные 23 октября, бомбардировки были возобновлены с 18 по 29 декабря, и EB-66 принимали участие в этих вылетах, обеспечивая радио-электронные блокировки ПВО Ханоя. Потери этих самолетов ограничиваются одной единицей - 20 декабря EB-66 пал жертвой аварии на посадке.
27 января 1973 года подписанием парижского договора закончилась третья фаза операции Linebaker и завершилось американо-вьетнамское противостояние.
В Лаосе 42 TEWS проводил вылеты до 17 апреля, а к концу этого года американцы определились с судьбой Дестройеров - после десяти лет сражений было потеряно 15 EB-66 (6 в боях и 9 в авариях). В январе 1974 года 24 машины покидают авиабазу Кларк (Clark), но перелет их был недолгим и в США они не вернулись, а пошли на слом практически на месте базирования. 15 марта 39-й TEWS из 363-го TRW, занимавшийся обучением экипажей для Дестройеров, был распущен на месте базирования в Южной Каролине.
Последний полет был выполнен самолетом EB-66E 54525, который был переведен на базу хранения Дэвис Маунтан (Devis Monthan) в Аризоне, а через шесть лет военно-морская авиация США оснастила самолетом A3D Скайвэрриор очередную свою часть - а ведь эта машина была прародителем Дестройеров...


EB-66B, 363 TRW, авиабаза Шо, 1972 год

Часть первая
Часть вторая
Часть третья

КОНЕЦ

Vincent Greciet
Перевод avianikitoss и alexww1
Tags: douglas, авиация, сша
Subscribe

Posts from This Journal “сша” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments