Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Первые палубники "Накадзима". Часть первая

По японской палубной авиации Второй Мировой Войны существует огромное количество разных документов, эта тема разобрана очень тщательно. Напротив, японская палубная авиация 1919-1939 нам практически не известна... В данной статье мы попытаемся описать успехи компании Накадзима, ставшей в межвоенный период основным поставщиком самолетов для палубной авиации Японии.


Палубный истребитель Накадзима Тип 3 (A1N1), авианосец Hosho, 1930 год

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Первым в мире авианосцем, изначально построенным в этом качестве, стал японский Hosho, спущенный на воду в 1922 году. Нес он семь истребителей, десять бомбардировщиков и четыре разведчика, а первым севшим на его палубу самолетом был биплан Глостер (Gloster Sparrowhawk), ведь еще в 1921 году в Японию были поставлены десять специально модифицированных для работы с палубы авианосца британских самолетов, при чем это была только первая партия из общего заказа в пятьдесят машин. В марте того же года в Японию начал прибывать персонал британской военно-морской миссии.


Накадзима A1N2 с авианосца Kaga

Они заменили находившихся там с 1919 года французов, чья работа оказала гигантское влияние на развитию имперских ВВС. Влияние британцев на развитие японской военно-морской авиации также надо признать огромным - вообще две этих школы дали гигантский толчок и задали вектор развития имперской японской авиации, как сухопутной, так и военной. Японцами было закуплено значительное количество различных типов британских самолетов, а британские фирмы начали активные совместные разработки военно-морских машин.
На смену Сперроухока в качестве палубного самолета пришел Мицубиси (Mitsubishi Type 10), разработанный Хербертом Смитом (Herbert Smith), возглавлявшим бригаду из восьми инженеров компании Сопвич, работавших в Японии. Производство этой машины продолжалось с 1921 по 1928 годы, и выпущено было всего 128 экземпляров различных модификаций (от 1MF1 до 1MF5)

ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ НАКАДЗИМА ТИП 3 (A1N)

Устаревание Типа 10 вкупе с началом постройки новых авианосцев (Akagi и Kaga) привели к тому, что в руководстве имперской военно-морской авиации к апрелю 1926 года задумались о разработке нового палубного самолета. К участию в конкурсе были приглашены Мицубиси и Накадзима, а компания Каваниси (Kawanishi) по собственной инициативе к этому времени уже работала над проектом Типа К-11.


Глостер Спэрроухок с авианосца Hosho

Компания Айти (Aichi) к тому моменту закупила в Германии два экземпляра самолета Хейнкель (Heinkel HD-23), на основании которых создавала собственную разработку палубной машины - истребителя Тип H. Надо отметить, что фюзеляж HD-23 по форме и основным конструкционным материалам очень напоминал фюзеляжи французских военно-морских аппаратов фирм Левассер (Levasseur) и A.N.F. Конкурентом этой машины был Мицубиси (Mitsubishi 1MF9), разработкой которого занимался Дзёдзи Хаттори (Joji Hattori), работавший ранее помощником Херберта Смита. Оба аппарата в итоге не были приняты военно-морскими силами, поскольку они не обладали все набором необходимых характеристик. К июлю 1927 года был закончен и К-11, испытания которого проходили на базе Кагамигахара (Kagamigahara) и который также оказался в числе проигравших - главным образом из-за своего большого и тяжелого двигателя BMW-VI.


Мицубиси 1MF

Победу в этом конкурсе одержал истребитель Накадзима G, в основе которого лежала концепция, предложенная британской фирмой Глостер. Инженеры этой японской компании находились под впечатлением от Глостера Геймкок (Gloster Gamecock), который был принят на вооружение RAF в мае 1926 года. В то же время британский инженер Гарри Фолланд (Harry Folland) закончил переделку Геймкока в палубный истребитель Гамбет (Gambet), который не устроил британскую военно-морскую авиацию, после чего быстро оказался в Японии. Такао Ёсида (Takao Yoshida) быстро адаптировал самолет к японским требованиям, после чего он был представлен на конкурс имперской военно-морской авиации под обозначением как раз "Тип G". Со своим легким и мощным звездообразным двигателем, этот самолет обошел конкурентов по маневренности и максимальной скорости, после чего фирма Накадзима получила заказ на постройку 50 экземпляров такой машины под обозначением "палубный истребитель Тип 3 (A1N1)".


Мицубиси 1MF9

ОПИСАНИЕ

A1N1 был очень компактным одноместным полуторапланом деревянно-полотняной конструкции с сильно смещенным вперед центром тяжести. Верхнее крыло было двухсекционным с большим вырезом в зоне кабины пилота, сделанным для облегчения пилоту обзорности вверх над крылом. Обзорность нижней полусферы была улучшена благодаря практически такому же вырезу в корневой части консолей. Прочность крыльевых стоек была дополнительно усилена растяжками, а большой киль имел продолжение, располагавшееся ниже уровня горизонтального оперения и формирующее как бы продолжение киля непосредственно перед хвостовым костылем. Классическое двухопорное шасси с центральной осью было оснащено классическими масляными амортизаторами с каучуковыми прокладками. Топливо поступало в двигатель из баков, расположенных в верхнем крыле. Двигатель - девятицилиндровая звезда воздушного охлаждения Бристоль Юпитер VI мощностью 420 л.с. (520 л.с. на взлете) приводил во вращение оснащенный коком деревянный двухлопастной винт фиксированного шага.


Каваниси К-11

Начиная с 1930 года модель A1N1 сменила на конвейере более совершенная A1N2 или "Тип 3 модель 2", оснащенная японским двигателем Накадзима Котобуки 2 мощностью 450 л.с (540 на взлете) и металлическим двухлопастным винтом с коком. Также были модифицированы стойки шасси, хотя широкая колея A1N1 осталась без изменений. Всего до 1932 года построили сотню машин, главным отличием которых стала увеличенная максимальная скорость.
Вооружение состояло их двух синхронных 7,7 мм пулеметов, расположенных по бокам фюзеляжа, а также 60-ти килограмм бомб, подвешиваемых под нижним крылом самолета.

ПРИНЯТИЕ НА ВООРУЖЕНИЕ И КАРЬЕРА

С созданием в 1927 году Главного Штаба (Коку Хомбу - Koku Hombu) были организованы кокутаи берегового базирования как основа для ВВС ВМФ. Самолетами A1N1 оснащали истребительные части авианосца Hosho (1929), Akagi и Kaga, на которых первую модификацию вскоре заменили на вторую. В 1932 году A1N2 поступили на вооружение истребительных подразделений в составе кокутаев (авиационных групп) Йокосука (Yokosuka), Татеяма (Tateyama) и Омура (Omura).


Авианосец Kaga с шестеркой A1N на борту

В январе 1932 года многочисленные стычки с китайцами в районе Шанхая, вызванные оккупацией японцами Манчжурии, провоцируют полноценную интервенцию японских военно-морских сил. Этот конфликт, продлившись с 29 января по 3 марта 1932 года и став очень коротким и очень кровопролитным, был одним из первых, серьезную работу в котором выполнила японская военно-морская авиация. Hosho и Kaga, сформировав 1-ю дивизию авианосцев, прибыли в Шанхай уже 31 января и 1 февраля соответственно. На борту Kaga находилось 16 истребителей Тип 3, еще 10 было на Hosho. Эти самолеты занимались эскортированием японских бомбардировщиков, а также обстрелом позиций противника, в основном аэродромов. 5 февраля, во время очередной миссии по сопровождению двух бомбардировщиков "Тип 13-3 (В1М3)" три истребителя с авианосца Hosho встретили в небе девятку китайских истребителей, которой удалось повредить один японский самолет, ранив пилота. Это было первый в японской истории воздушный бой с противником.


Три японских пилота, одержавших первую победу японской военно-морской авиации

22 февраля 1932 года тройка "Тип 13-3", прикрываемая тройкой "Тип 3-2" с авианосца "Kaga", были перехвачены китайским Боингом-218 за штурвалом которого находился американский наемник, летчик и советник китайских ВВС Роберт Шорт (Robert McC. Short), который в этом бою был сбит, погиб, а после этого стал национальным героем. С японской стороны эту победу на свой счет записали лейтенант Нокидзи Икута (Nokiji Ikuta) - командир сётая (звена по-русски - прим.переводчика), а также Тосио Куроива (Toshio Kuroiwa) и Кадзуо Такео (Kazuo Takeo).

Самолеты с обоих авианосцев были сняты и переведены на наскоро построенный аэродром Кунда (Kunda) рядом с Шанхаем. Вылеты производились ежедневно, и одним из самых значительных был налет девятки В2М1 (Тип 89) из состава авианосной группы Kaga на аэродром Ханчжоу. Эскорт бомбардировщиков состоял из шестерки "Тип 3-2 или A1N2" из группы Hosho. На обратном пути эта группа самолетов была перехвачена пятеркой вражеских истребителей. Одного китайца сбил бомбардировщик, а еще два пришлись на счет капитан-лейтенанта Токоро (Tokoro), командира эскадрильи с авианосца Hosho, и пилота Саито (Saito).


Первый японский авианосец - Hosho

"Тип 3" был снят с авианосца Kaga, когда корабль встал на модернизацию в 1933 году, после чего еще два года эти самолеты продолжали свою карьеру на авианосце Hosho, летая преимущественно на учебно-тренировочные задания. Akagi, находивший в состоянии перманентной модернизации, тоже имел несколько машин "Тип 3", но никакого участия в боевых действиях периода 1931-1938 они не принимали (Akagi вообще в первый боевой поход вышел только в 1939 году - прим.переводчика). Четвертым японским авианосцем стал Ryujo, и он в 1933 году получил пятерку самолетов "тип 3". В 1934 году на его борту уже находилась шестерка таких машин, поддерживаемая еще шестью Накадзима Тип 90 (A2N). Замена в 1934 году "Типа 2" на "Тип 90" не позволила Ryujo использовать устаревшие бипланы в военных действиях.
Начиная с 1935 года большинство "Тип 3" было передано в гражданские структуры в качестве учебной машины, а также почтового самолета или самолета метеоразведки. Много аппаратов к этому времени оснастили закрытой кабиной, а также лыжным шасси, позволявшим самолеты взлетать и садиться на заснеженные аэродромы.


A1N1, переделанный для гражданских нужд. Хорошо заметно установленное остекление кабины

ЦИРК ГЭНДЫ

Кокутай "Йокосука" был создан в апреле 1916 года и распущен незадолго перед окончанием Второй Мировой Войны. Эта часть, среди прочего, выполняла задания на испытание различных новых авиационных моделей, а также на подготовку их внедрения в серийное производство и изменения, в связи с этим, тактики воздушного боя. Конечно же обучение пилотов и поддержание их в хорошей форме также являлось одной из задач этого корпуса. Наиболее опытные пилоты часто призывались для специального патрулирования прибрежных районов Японии, а самыми известным из них стали те, кого впоследствии назовут "Цирк Гэнда", по имени командира-основателя такого звена, капитан-лейтенанта Минору Гэнда (Minoru Genda).


Палубный истребитель Накадзима Тип 3 (A1N2), авиагруппа Татеяма (Tateyama), 1932 год

Создание такого звена было полностью завершено в 1932 году, и три высококлассных пилота выполняли фигуры высшего пилотажа во время демонстрационных полетов и других пропагандистских кампаний военно-морской авиации. Особенно популярным это стало, когда дотации на проведение подобных мероприятий начал выдавать Главный Штаб Военно-Моской Авиации, повторивший удачный опыт наземных коллег. Каждый участвующий в таком цирке аппарат получал номер Хокаку (Hokaku). Так, Хокаку №1 был гидросамолет-разведчик Накадзима Тип 90-3 (E4N2). Гэнда, в свою очередь, выделил тройку "Тип 3-2" (A1N2) для показа воздушного акробатического балета, который пользовался большой популярностью и который проводился, затем, и на Накадзимах A2N, и на A4N, известных также как Тип 95.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: nakajima, авиация, япония
Subscribe

Posts from This Journal “япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments