Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

"Бреда" мятежной Испании

Первые самолеты "Бреда" (Breda Ba.65) появились в Испании примерно через год после начала гражданской войны, где-то в апреле 1937 года их, в разобранном виде, видели на базе Таблада (Tablada) недалеко от Севильи. Поскольку самолет этот считался новой разработкой, доводка которой еще продолжалась, именно в Табладе Реджиа Аэронаутика (Regia Aeronautica - Военно-воздушные силы Италии) проводила цикл войсковых испытаний и вносила в самолет некоторые незначительные доработки.



Тринадцать находившихся в Испании самолетов быстро получили код "16" на борту фюзеляжа, а полный перечень номеров выглядел следующим образом: 16-1, 16-3, 16-5, 16-7, 16-11, 16-12, 16-15, 16-16, 16-18, 16-23, 16-27, 16-29 и 16-31.
Первые проблемы Бреды появились одновременно с первыми полетами на юг, в зону боевых действий, при чем часто это случалось еще на подлете к цели. Так был потерян, к примеру, 16-29, пилотировал который сержант Моретти (Moretti) - самолет этот разбился при падении на землю 26 мая, всего через три дня после того, как его приняли на вооружение. Сразу по окончании испытаний, Ba.65 оснастили двигателями Изотта-Фраскини (Isotta-Fraschini K.14 - лицензионная версия Гном-Рон) и передали на вооружение 65-й сквадрильи (65 Squadriglia Assalto), которая базировалась в Сории (Soria) и которой командовал капитан Витторио Дезидерио (Vittorio Desiderio). Часть эта активно работала на сантандерском фронте и принимала участие в ликвидации Северного фронта. На долю Ba.65 приходились даже задания по высотному прикрытию своей собственной базы, что серьезно помешало силам Республиканцев провести несколько бомбардировок. 24 августа 1937 года сержант Делль'Аква (Dell'Acqua) скрытно подошел к республиканскому Туполеву СБ-2 и короткой очередью поджег его, отправив на землю.


Один из первых самолетов Breda с двигателем K.14 на аэродроме в Табладе

Тем временем работа в Сории продолжалась. На посадке 3 ноября 1937 года сержант Гарризи (Garrisi) разбил свою Бреду 16-3, а испытания нового радиооборудования заставили переделать 16-5 в двухместный самолет, на который удалось поставить приемо-передающую станцию А360 и который доставил ее и технического специалиста на базу в Индриери (Indrieri). Вообще Бреду по необходимости довольно часто трансформировали в двухместную машину, благо это было совсем не сложно; второго члена экипажа при этом использовали в качестве воздушного стрелка. В начале сентября в Испанию прибыли обученные использованию подобных машин летчики лейтенанты Тестерини (Testerini) и Пикколомини (Piccolomoni), а также сержанты Цельгер (Zelgher), Маргутти (Margutti), Болдури (Bolduri), Гарризи (Garrisi) и Росси (Rossi).


Бреда после аварийной посадки 25 января 1938 года

13 октября 1937 года 65-я сквадрилья перешла под командование капитана Дуилио Фанали (Duilio Fanali), а уже 26 ноября самолеты перелетели на свою новую базу в Туделе (Tudela), в Наварре. Через два дня после этого самолеты были полностью готовы к выполнению заданий в районе Альмуния-Теруель (Almunia-Teruel). 1 декабря аппараты №№1,12 и 31, оставшиеся в Сории, перелетают в Туделу (Tudela). Там Бреду быстро осваивают майор Мазьеро (Masiero), получивший известность, участвуя в перелете Рим-Токио (скорее известность он получил как ас Первой Мировой Войны - прим.переводчика), и подполковник Лалатта (Ten.Col Lalatta), командир 35-й смешанной группы (Grupo Mixte), в состав которой входили 65 Sq на Бредах и 230Sq - 231 Sq, летавшие на Фиатах (FIAT BR.20). Надо отметить, что именно в декабре итальянская авиация начала принимать полноценное участие в воздушных боях наряду с авиацией "Легиона Кондор" и авиацией националистов. Первое совместное участие было отмечено в отражении республиканского наступления на Теруэль и последовавшем за этим контрнаступлением мятежников. 30 декабря итальянская авиация сбросила по меньшей мере 840 двухкилограммовых бомб, основной целью которых была пехота и бронеавтомобили противника, и выпустила не менее 4000 пуль калибра 7,7 и 12,7 мм. Во время таких налетов огнем с земли были повреждены машины №№7 и 11. После этого погода испортилась, и Бреды были вынуждены оставаться на земле. Впрочем, как только погода позволяла, итальянские машины поднимались в воздух и шли в атаку на места концентрации республиканской пехоты, на важные узлы связи и пути снабжения, на склады и т.п... Однако такие налеты часто приводили к повреждениям машин, вызванных сильным и точным огнем с земли - 25 января 1938 года таким огнем была подбита Бреда 65 № 16-1, во время вынужденной посадки которой пилот отделался небольшими синяками, а вот самолет полностью разрушился.


Неизвестный пилот позирует на фоне самолета. Хорошо видны пулеметы и обтекатели на капоте

Февраль начался серьезным контр-наступлением националистов, завершившимся 23 числа взятием Теруэля. Бреды в это время занимались атаками республиканских аръергардов, разрушали линии связи и серьезно препятствовали осуществлению планового отхода войск. Итальянским Бредам не суждено было отдохнуть, ведь уже 9 марта началось массированное наступление в Арагоне, целью которого было разделение республиканской части Испании на две половины. Между 10 и 31 марта 65-я сквадрилья решила 14 боевых заданий, совершив 80 самолетовылетов шестерками машин. Зенитный огонь республиканцев оказался очень плотным; так, в частности, 16-35 (на самом деле это был один из прибывших на усиление Ba.65K-14), пилотируемый сержантом Коппини (Coppini) был отправлен на землю прямым попаданием снаряда в районе дороги на Вальдетормо (Valdetormo). Пилот посмертно был награжден «Золотой Медалью За Воинскую Доблесть» (Medaglia d’Oro al Valor Militare).
15 апреля началось наступление, целью которого было достижение Средиземного моря у Винароса (Vinaroz) и Боникарло (Bonicarlo) и разрезание на две части республиканского фронта с выходом к франко-испанской границе. Для Ba.65 это был относительно спокойный и рутинный период, характеризуемый, в основном, тренировочными полетами, а вот 4 июня машины перевели на только что захваченный аэродром Пуч Морено (Puig Moreno).
Боестолкновения продолжились 10 июня, когда самолеты №№27,12, 16 и 31 на пикировании атаковали неприятельскую батарею к востоку от Ампосты (Amposta), полностью ликвидировав её, как и все линии связи севернее Флиша (Flix). 18 июня из-за проблем с воздушным винтом (не выставлялся шаг) вынужденную посадку совершил 16-7 Пикколомини, а ровно через неделю загорелся двигатель на 16-11 сержанта Себастиани (Sebastiani). Оба самолета в результате таких происшествий оказались полностью разрушены... 1 июля командиром сквадрильи был назначен капитан Антонио Миотто (Antonio Miotto), а Фанали был отозван обратно в Италию.

Следующей вспышкой боевой активности стало наступление республиканцев на Эбро, которое, по началу, казалось просто неудержимым. Итальянские Бреды приняли активное участие в этом сражении; так машины Миотто, Пикколомини и Марелли сбросили по 6 стокилограммовых бомб на позиции противника. Через два часа еще шесть самолетов Бреда атаковали и разбомбили пехотные части республиканцев, при этом четыре самолета были повреждены огнем с земли, но лишь 16-16 получил попадания в двигатель, приведшие к вынужденной посадке в районе Гандесы (Gandesa). Интересно, что летчик Пикколомини, совершавший посадку, вновь остался в живых.


Лейтенант Тестерини позирует у 16-18, Тудела

26 июля после напряженных боев 65-я сквадрилья была переведена в Сарагосу, где разделилась на две части - в Санхурхо (Sanjurjo) отправили поврежденные машины, а в Валенсуэлу (Valenzuela) машины, готовые к боевым действиям (№№12, 18, 23, 27, 31, 38, 39 и 41). Но быстрая отмена такого приказа вновь собрала все машины в Пуч Морено. К этому времени республиканцы восстановили все оборонительные сооружения и линии связи к северу и югу от Флиша, которые несколькими месяцами ранее активно бомбардировались именно Бредами! В это же время в часть поступают первые Бреды с двигателем Фиат (FIAT A.80), и в конце месяца шестерка таких машин атакует укрытые в лесистой местности южнее Фатареллы (Fatarella) войска противника.


Один из самолетов "Бреда" на аэродроме Пуч Морено. Хорошо видна эмблема на хвосте машины

В октябре период очередного затишья сменился кровопролитными сражениями, разгоревшимися в этом регионе, а в ноябре националисты начали свое очередное наступление, во время которого Бреды проводили бомбардировки мостов в районе Флиша, а также окрестностей деревеньки Вента-де-Кампосинес (venta de Camposines), где проходили серьезные наземные сражения. Во время одной из таких бомбардировок 16-31 лейтенанта Барбетты (Barbetta) получил попадание в двигатель, после чего пилот пошел на вынужденную посадку прямо на поле боя.
Завершающий этап битвы за Эбро начался 20 декабря с бомбардировки обсерватории горы Монтменеу (Montmeneu), выполненной шестеркой самолетов Бреда. Обсерватория эта была господствующей высотой в районе Барселоны (возможно, тут проскакивает ошибка, поскольку гора эта не в районе Барселоны, а ровно посередине между ней и Сарагосой, недалеко от Лериды, и возможно, тут имеется в виду "барселонский фронт" - прим.переводчика) и была сильно защищена средствами ПВО, которым удалось сбить самолет 16-27. Пилот при аварийной посадке оказался зажат в обломках самолета, и ему пришлось ждать три часа, пока не подоспела спасательная группа. К счастью, самолет не сгорел, и живого пилота удалось доставить к своим, а затем отправить в госпиталь в Сарагосу.


25 июня 1938 года. Выгужденная посадка в Пуч Морено привела к полной потере самолета

С 1 января командование сквадрильей принимает капитан Гросси (Grossi). В это время Бреды двумя звеньями выполняют патрулирование неба над Каталонией, при этом одно звено состоит из самолетов с двигателем А.80. а второе - с К.14. К февралю напряженность сходит на нет, и пилоты начинают все больше и больше времени посвящать тренировочным полетам.
13 марта 1939 года часть сквадрильи в составе шести машин переводят на аэродром Рекахо (Recajo) неподалеку от Логроно (Logrono), а остальные 14 аппаратов под командованием Гросси перелетают в Ольмедо (Olmedo) для участие в финальной схватке против республиканцев. 24 марта 4 самолета из Ольмедо совершают свой последний боевой вылет в небе Испании, выполнив разведку к западу от Мадрида с промежуточными посадками в Иресно (Iresno) и Вьехо (Viejo) и возвращением в Ольмедо на следующий день. По окончанию гражданской войны тренировочные полеты были продолжены в Ольмедо, а 15 апреля 1939 года самолеты переводят в Сарагосу. В мае последовал еще один перевод, на этот раз в Мадрид, где 16 числа 7 аппаратов участвуют в параде победы, пролетая над колоннами марширующей по Мадриду пехоты.

31 мая через Кадис начинается возвращение итальянских войск на родину, но самолеты Бреда Ba.65 остаются в Испании, будучи подарены националистам в Санхурхо. Всего в руки испанцев перешло 11 машин из 23, прибывших из Италии, что соответствует 50-процентным потерям в течение боевых действий. Однако Бреды не задержались в стране надолго, поскольку отсутствие запчастей вкупе с интенсивной эксплуатацией привело к каннибализации этих машин, которые в скором времени пришлось просто продать на металлолом. К 1945 году на территории Испании не осталось ни одной машины Бреда и никогда более испанцы такие машины не получали.


Один из самолетов "Бреда 65А.80"

ОБОЗНАЧЕНИЯ И КАМУФЛЯЖ

Первые Бреды поступили в Испанию с двигателем К.14 в охряно-зеленом камуфляже верхних поверхностей и светло-серыми нижними поверхностями, то есть в типичном итальянском камуфляже того времени. Уже на месте им наносились обозначения националистов - черный андреевский крест на окрашенном в белый руле направления и белые круги с черной каемкой и такими же андреевскими крестами на верхних и нижних поверхностях (на имеющихся в нашем распоряжении фотографиях все с точностью до наоборот. Круг черный, андреевский крест белый. Как понимать такую явную ошибку автора, нам не ведомо - прим.переводчика). На фюзеляж перед черной кокардой (на которой часто ставилась белая буква "М", что означало "Муссолини") наносилась цифра "16", а после нее - порядковый номер самолета. На киле наносилась эмблема сквадрильи - черный дракон с красным языком и надписью "Mi fanno un Baffo". Надо добавить, что неофициально эта сквадрилья именовалась "Усачи"...


Результаты вынужденной посадки

В завершении ответим, что кок воздушного винта окрашивался, в начале, в красный цвет, но потом эту норму отменили и коки окрашивались согласно пожеланию пилота.
Что до самолетов с двигателями А.80, то они поступали в камуфляже "sabbia-terracotta-verde" (песчаный-терракотовый-зеленый - прим.переводчика) со светло-серыми нижними поверхностями (красок с названиями «sabbia» и «terracotta» у итальянцев вообще не было. Были Giallo и Marrone/Bruno; для Ba.64/65 заводским стандартом был вариант «бруно», а для самолетов Легиона стандартным был «марроне» - прим.переводчика) Во всем остальном, включая цвет нижних поверхностей, они полностью повторями машины с двигателем К.14

JUAN ARRAEZ CERDA
Перевод avianikitoss и alexww1

КОНЕЦ
Tags: breda, авиация, испания
Subscribe

Posts from This Journal “breda” Tag

  • Самолет "Бреда" в Ираке и Португалии

    ИРАК Достаточно средние по мировым меркам "Бреды" смогли привлечь внимание нескольких стран, приобретение самолетов в которых было традиционно…

  • Чилийская Бреда

    Январь 1937 года. Европа разделена на два лагеря, четко обозначенных линией политического раскола гражданской войны в Испании. Империи считают, что у…

  • Звездный час Бреды

    ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Благодаря провокации японской армии, в июле 1937 года японско-китайский конфликт перерос в полноценную войну. Возбужденная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments