Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Крылья в воде. Часть вторая.

Продолжим небольшое исследование, начатое мною в первой части этой статьи. Тема оказалась гораздо обширнее, чем я предполагал изначально. Хочу сказать отдельное спасибо всем, кто так или иначе помогал мне в этом деле.

9. КОЛХИДА

"Колхида" являлась дальнейшим развитием «Кометы». Производилась она на Потийском судоремонтном и судостроительном заводе, а также на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Первое судно серии вышло на испытания в 1981 г.



Использовались на пассажирских линиях Черноморского и Дальневосточного морских пароходств, а также Беломорско-Онежским пароходством на линиях в Онежском озере, судоходной компанией «Элиен» на р. Неве и Ладожском озере. Ряд судов был поставлен за границу. Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в Италии, Греции, и Таиланде. Многие суда в разное время использовались на транспортных и туристических линиях в Польше, Хорватии, Испании, Танзании, Вьетнаме. Всего было выпущено более 100 машин.

КОЛХИДА-М - нереализованный проект модернизации "Колхиды"



10. ЛАСТОЧКА

корабль на подводных крыльях, предназначенный для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по магистральным рекам и пресноводным водохранилищам в районах с умеренным и тропическим климатом. Всего построено 3 судна.



11. КАТРАН (иногда в отдельных источниках именуется АЛЬБАТРОС)

Представляет собой дальнейшее развитие «Колхиды». Всего было построено четыре экземпляра, которые начали работу на скоростных линиях на Черном и Адриатическом морях, из них 2 судна с собственными именами «Сифлайт-1» и «Сифлайт-2» с 2008 года совершают регулярные рейсы по маршруту Анапа — Сочи (Анапа — Новороссийск — Геленджик — Сочи) и с 2009 года по маршруту Анапа — Ялта.



КАТРАН-М - нереализованный проект модернизации "Катрана"



12. ЦИКЛОН

Циклон - название пассажирского морского двухпалубного судна на подводных крыльях, газотурбохода, разработанного ЦМКБ им. Алексеева в городе Горький, построен "Циклон" на ФПО «Море» (г. Феодосия, ФПО им. 26 съезда КПСС) в 1986 г. "Циклон" является флагманом среди пассажирских морских СПК. Теплоход предназначен для скоростных пассажирских перевозок на морях и в прибрежных районах океанов с удалением от портов до 100 миль. Имеет силовую установку на основе 1 (одного) газотурбинного двигателя (ГТД) и дизеля М-501. Всего выпущен в одном экземпляре.



13. ТАЙФУН

Военная разработка, представляющая из себя морскую ракету, имевшую характеристики, лучше чем у "Кометы". Однако сложная конструкция подводных крыльев и элементов механизации делали Тайфун чрезвычайно дорогим. Построен всего один корабль, который несколько лет испытывался на пассажирских рейсах по Балтийскому морю, а затем стал на стапеля завода в Ленинграде. Дальнейшая его судьба неизвестна. Фотографий Тайфуна на настоящий момент не известно.



14. БЕЛАРУСЬ (не путать с ПОЛЕСЬЕ)

Теплоход на подводных крыльях, предназначенный для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 320 км.



15. ВОЛГА

Катер на подводных крыльях, предназначенный для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Спроектирован для использования на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км.



16. НЕВКА

Катер на подводных крыльях, предназначенный для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Предназначен для работ на реках и озерах.



17. СТРЕЛА

В 50-ых годах конкурентом КБ Алексеева становится ЦМКБ «Алмаз», которое первым создает морские СПК типа «Стрела», став, таким образом, первопроходцем этой темы в СССР. Хотя "Стрелы" появились раньше разработок КБ Алексеева, их дороговизна и ненадежность поставили крест на коммерческом использовании машин. В итоге построили 3 Стрелы, которые работали с 1953 и до 70-х готов XX века. Фото "Стрелы" сейчас - редкость.



18. АНТАРЕС

В 70-ых годах для морских пограничных частей КГБ СССР был разработан новый проект корабля - проект 133 шифр "Антарес", главной отличительной чертой данных кораблей стали подводные крылья, хотя эта идея и не была новинкой. Всего было выпущено одиннадцать кораблей, которые поступили на службу исключительно в пограничные войска. Радиус разворота "Антареса" составлял шесть миль, что ограничивало возможности военного корабля, и его основным заданием в связи с этим стал быстрый перехват целей нарушителей. Интересно, что ПВО определяло его не как корабль, а как низко летящий объект.



19. НАМИ-055В

Работы над быстроходной амфибией НАМИ-055В начались в 1959 году и заключались в реализации смелой и заманчивой идеи вывода обычного легкого плавающего автомобиля на подводные крылья. Разработка велась при участии конструктора Р. Е. Алексеева. Успешные испытания не стали залогом успеха: амфибия оказалась слишком сложной и тяжелой, имела плохую проходимость на берегу, а процесс ее переоборудования был слишком долгим и трудоемким, не совместимым с военными нормативами. Никакого развития машина 055В не имела, зато стала первой и единственной в мире легкой армейской амфибией на подводных крыльях. За рубежом ее более совершенный аналог появился ровно через 40 лет и в то время не имел к военной технике никакого отношения.



20. СУПЕРФОЙЛ

«Суперфойл 40 (301)» - корабль на подвожных крыльях, созданный ЦКМБ «Алмаз» после развала Советского Союза. Относится к СПК 3-его поколения и представляет собой катамаран с погруженным крылом, способный развивать скорость в 100 км/час и брать на борт до 300 пассажиров.
Первый Суперфойл начал работу в 2003 году на маршруте между Эстонией и Финляндией. Есть основания считать, что в мире в настоящий момент существуют только два "Суперфойла"



21. ВАЛДАЙ

Разработанное и выпускаемое в крайние годы судно на подводных крыльях, предназначенное для перевозок пассажиров в светлое время суток в креслах авиационного типа.


Tags: крылья
Subscribe

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Пиво до ста рублей

    В такую жару просто необходимо слинять из каменных джунглей на природу... Ну а какая природа без шашлыка? А какой шашлык без пива? Вот и Никита с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Пиво до ста рублей

    В такую жару просто необходимо слинять из каменных джунглей на природу... Ну а какая природа без шашлыка? А какой шашлык без пива? Вот и Никита с…