Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Американец в Турции

В тридцатые годы ВВС Турции переживали реорганизацию и существенное увеличение. Вызвано это было, в основном, увеличением военных настроений в Европе, а также опасениями Турции по поводу роста итальянского влияния в восточном Средиземноморье. Отношения с Францией были к тому времени серьезно испорчены из-за Хатая, и решения этой проблемы в обозримом будущем не ожидалось.



Располагавшееся в Анкаре руководство Турции справедливо полагало, что конфликт в Европе рано или поздно вспыхнет в полную силу, благодаря чему у них появится возможность легко проникнуть на Ближний Восток. Военное, как и гражданское, руководства страны основывали свою политику на поддержании строго нейтралитета, однако им было совершенно необходимо закупать в больших количествах новейшие виды вооружения, что было проблематично из-за очень ограниченного бюджета.


Здесь и далее - виды на самолет Валти перед отправкой в Турцию

В 1936-1937 годах туркам удалось разместить в Польше заказ на 65 истребителей ПЗЛ (PZL-24), сразу после чего они приняли решения учебные и тяжелобомбардировочные модели заказывать в Германии, а легкобомбардировочные - в США. Средние бомбардировщики и тренировочные машины должна была поставлять Британия. Конечно же, такое решение очень быстро вызвало проблемы нехватки запасных частей, однако турки упорно не желали быть в заложниках у одного производителя.

ВАЛТИ

В 1936 году 40 штурмовиков Валти (VULTEE V-11GBT) были заказаны в США. Основной целью заказа была замена устаревших французских Бреге (Breguet 19-7) из 2-го авиаполка (2'inci Tayyere Alayi), расположенного на юго-востоке Турции в Диярбакыре (Diyarbakir). Скорость, дальность и бомбовая нагрузка американской машины, вкупе с четырьмя курсовыми и двумя подвижными пулеметами и цельнометаллической конструкцией делали машину одной из лучших в мире в своем классе. Валти мог служить не только как штурмовик, но и как дальний разведчик. Для получения такого самолета турки отправили в Дауни (Downey), Калифорния, торговую миссию, целью которой была координация заказа и внесение, при необходимости, изменений в модель, предназначавшуюся Турции.
Предпочтение на этом этапе было дано двигателю Райт (Wright Cyclone GR-1820-G 105A) с простым односторонним выхлопом на правую сторону и мощностью 1000 л.с. на взлете и 900 л.с. на высоте 1981 метр. Все пояснительные надписи в кабине пилота выполнялись на турецком языке, а приемо-передающая радиостанция и сделанный единой деталью верх козырька кабины пилота перекочевали на машину с китайской версии. Еще турки потребовали покрыть глянцевым лаком окрашенные верхние поверхности машины, и оставить в натуральном алюминии низ, что должно было дать некоторый прирост скорости. Таким образом и появился турецкий вариант Валти - та самая модель V-11GBT.



После летных испытаний в Дауни, V-11 из турецкого заказа были разобраны, погружены в ящики и на американском корабле направлены в Стамбул. Вместе с самолетами было отправлено некое количество запасных частей, а к осени 1937 американские специалисты приступили к сборке машин на аэродроме Ешилкёй (Yeşilköy - теперь это стамбульский аэропорт Ататюрк). Надо сказать, что аэродром этот в 1937 году представлял собой довольно жалкое зрелище - там стояли всего два деревянных ангара, несколько бараков и одна армейская палатка.



Окончательную сборку провели турецкие механики под надзором американских специалистов, а перед окончательной поставкой в ВВС Турции все машины были тщательным образом испытаны пилотами компании Валти. Предназначались самолеты для 2-го авиаполка, многие летчики которого успели к этому времени переучится на новую машину, опробовав ее еще в Диярбакыре. V-11GBT получили 27, 28, 44 и 45-я роты (Bölük) 3-го и 4-го батальонов (Tabur) Номера с 2401 по 2440, накрашенные на борта черным цветом, получили все американские машины. Взаимодействие наземных служб и пилотов было быстро отработано под командованием капитана Баки Гегина (Baki Gegin), при этом удалось избежать всяческих "накладок", которые были так характерны в эпоху использования Бреге 19-7.


Сабиха Гёкчен

Один из Валти получил гражданский код TC-SGD и был передан первой турецкой женщине-военному летчику Сабихе Гёкчен (Sabiha Gökçen) для осуществления трансбалканского перелета в июне 1938 года. Сабиха была приемной дочерью Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента современной Турции. Карьера пилота началась для нее слишком рано, но она быстро стала одним из инструкторов турецкой авиационной лиге (Türk Hava Kurumu) в Анкаре. Летала Гёкчен на Бреге 19-7 в 1-м авиационном полку, где и получила право пилотировать Валти во время "рекламного" трансбалканского турне. Инструктором на этом этапе у нее был летчик-испытатель Валти Джек Айерс (Jack Ayers), который, на завершающем этапе обучения, предложил Сабихе круговой одиночный полет над турецкой территорией, что и было с блеском выполнено за пять часов пятьдесят минут.


Сабиха Гёкчен в Белграде

Закончив курс обучения на Валти, Гёкчен получила, наконец, разрешение на перелет, при чем, согласно приказу, в самолете должна была находиться только она. 16 июня 1938 года перелет начался - вылетев из Ешилкёй, она посетила на своем пути Афины, Салоники, Софию, Белград и Бухарест, вернувшись в Турцию 22 числа. Сабиха Гёкчен умерла 22 марта 2001 года в Анкаре.


19 июня 1938 года. Встреча Сабихи Гёкчен в Бухаресте

КАРЬЕРА ВАЛТИ

Пятерка V-11GBT весной 1939 года по приглашению иранской императорской авиации осуществила визит в Тегеран на празднование свадьбы принца-наследника. Полет этот проходил под руководством Наима Бургута (Naim Burgut), командира 2-го авиаполка. После трех дней приемов, банкетов и обменов подарками, пилоты покинули отель, в котором проживали все праздники и взяли курс на Турцию. Не принимая во внимание много численные метеопрогнозы, группа турецких самолетов попала прямо в эпицентр ужасной грозы, и разряды молнии моментально вывели из строя радиостанции всех машин. Конечно же, в таких погодных условиях пилоты потеряли ориентировку, и до своей базы долетел только командир со своим ведомым. Один из трех оставшихся самолетов врезался в гору, а еще два сели на вынужденную в иранском Эрбиле (Erbil), после чего вернулись в Тегеран. В Диярбакыре они появились лишь спустя два дня...



В 1939 году у двух Валти возникли серьезные проблемы с индикацией выпуска шасси, из-за чего обе машины были разбиты при посадке. Проведенное вслед за этим расследование показало, что индикаторы не работали из-за проблем с электрикой. Чтобы в дальнейшем избежать повторения подобных аварий, все оставшиеся самолеты Валти были перепроверены на земле, а молодой лейтенант Мехмед Али Экендиз (Mehmet Ali Ekendiz) в срочном порядке разработал и предложил систему визуального контроля положения шасси, главная идея которой состояла в небольшом инспекционном окошке, через которое шасси были видны, и несложной механической системы, обеспечивающий, в случае необходимости, ручной выпуск. Такая система вскоре была смонтирована на подавляющем большинстве самолетов Валти.



В конце 1942 года 2-й авиаполк был направлен в Кютахью (Kutahya), на запад Турции. Летом 1943 года, когда шли пробные бомбометания с пикирования, проходящие, согласно англо-турецкому договору о сотрудничестве, под наблюдением сквадрон-лидера RAF Эллиса (Ellis), двигатель одного из Валти самопроизвольно остановился на скорости пикирования более 400 км/ч, в момент, когда летчик открыл огонь из пулеметов. Благодаря столь высокой скорости летчик сумел перевести машину в горизонтальный полет, выпустить шасси и успешно приземлиться. Последовавшая за этим проверка не показала никаких поломок и причину отказа двигателя так и не нашли, но Эллис после этого сообщил пилотам, что высокая скорость не приносит желаемых результатов и что необходимо уменьшать ее, выпуская закрылки на угол как минимум 15 градусов. На следующий день пилотировавший тот же самолет лейтенант Эргун (Ergun), следуя всем полученным комментариям выпустил закрылки. Двигатель вновь остановился, но скорости на этот раз не хватило; к тому же на находящейся прямо внизу ВПП порядка тридцати солдат занимались мелким ремонтом. Пилот принял решение совершать вынужденную посадку на воду, и ему повезло, что находившиеся поблизости солдаты успели вытащить его из воды. Самолет же утонул...



Механики посчитали, что причиной отказа была поломка электрической системы, вызванная плохой изоляцией кабелей, но никаких изменений в конструкцию вносить не стали, поскольку спустя две недели началось постепенное снятие Валти с вооружения. К 1944 году все Валти 2-го полка были заменены на Мартин Балтимор V (Martin Bartimore V), однако это не означало конца их карьеры - машины были переданы в части дальней разведки. В 1947 году в 1 и 2 полках находилось еще 19 машин, которые использовались вплоть до апреля 1948 года, когда их сменили "Тандерболты" (P-47D "Thunderbolt").


После прибытия в Турцию

ВЫВОД

За исключением нескольких проблем с электрикой, Валти показали себя вполне пригодными аппаратами, хорошо выполнявшими все возлагавшиеся на них задачи. К тому же конструкция машины была очень прочной, что хорошо подходило для климатических условий Турции. К сожалению, характеристики Валти очень быстро стали недостаточными, а Вторая Мировая Война привела к появлению гораздо более совершенных и надежных самолетов...


Командование 2-го авиаполка, 1939 год

КОНЕЦ

NEJAT DERYAKULU
Перевод avianikitoss и alexww1
Tags: vultee, авиация, турция
Subscribe

  • Ла-11, ARK, 1/48

    18 мая: Смешно, но после окраски фонаря на горизонте замаячит полная покраска. А что? Тут все просто - двигателя-то нет... 16 МАЯ:…

  • Як-1 от чешского "Бренгана"

    18 МАЯ: Продолжаю наслаждаться очень качественным пластиком. Увы, пройдет немного времени, и он "замылится" и "поплывает", перестанет так здорово…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 24 июня

    После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Альто (Корсика) двенадцать P-47D из состава GC II/5 "Лафайетт" осуществляли рулежку. Помимо них на этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments