Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Еще один Левассер. Часть первая

Бывший прямым потомком бомбардировщика/торпедоносца PL7 и отличавшийся от него исключительно поплавками, PL-14 был принят на службу и использовался с гидроавианосца "Commandant Teste" с апреля 1932 года. Больным местом этой машины стала конструкция рамы двигателя, которая быстро повреждалась из-за интенсивного использования в условиях открытого моря. В этих условиях стало совершенно ясно, что самолету PL-14 требовалась срочная замена. В июле 1933 года все полеты этой машины были прекращены распоряжением штаба морской авиации, согласно которому все "четырнадцатые" переводились на базу Сан-Мандрие (St-Mandrier) для складирования. Переделанные в колесные, эти аппараты с 1934 по 1936 год использовались как связные и учебные в эскадрилье 7B1, а с сентября 1939 года их вновь поставили на службу в различных летных школах в качестве машин первоначального обучения.


PL.15 Командира первого звена эскадрильи 7В2, гидроавианосец "Commandant Teste", 1936 год

Таким образом получилось, что 7B2 осталась без самолетов... Эскадрилье удалось получить пару одномоторных CAMS-37 и один двухмоторный CAMS-55.1, но в целом часть ждала получения новых машин, PL-15. Французская промышленность выпустила всего шестнадцать экземпляров этого "чистого" бомбардировщика, после чего проявились проблемы с силовым набором этой машины, и получатели аппаратов не знали, будут-ли эти машины после недолгого использования переделаны, или сразу отправятся на слом...
Однако самолеты эти в сентябре 1939 года вошли в состав разведывательной эскадрильи 3S6, дислоцированной на Корсике, в Аспретто (Aspretto). Там PL15 находились с сентября 1939 до июня 1940 года, выполняя задания по разведке зоны Средиземного моря а также упражняясь в бомбометании и обстреле наземных целей.

"НАСТОЯЩИЙ" ГИДРОСАМОЛЕТ


С момента появления этих внешне похожих аппаратов было ясно, что в деталях PL.14 и PL.15 сильно различались. Так, PL.14, будучи бипланом-торпедоносцем был, что называется, "установлен" на поплавки, а вот PL.15 изначально разрабатывался как гидросамолет-полутораплан и при этом "чистый торпедоносец", у которого, однако, не было деления фюзеляжа на герметичные отсеки, хотя форма фюзеляжа напоминала обводы и редан лодки, и это было наследие еще PL.7.


PL.15 втаскивают на борт "Commamdamt Teste"

Кроме того, с самого начала на PL.14 устанавливался трехлопастный винт, двигатель Испано (Hispano) с редуктором, а также на машинах присутствовал совершенно новый и установленный не там, где у предыдущих моделей, водяной радиатор.
Вооружение состояло из неподвижного пулемета 7.7 мм, а также стрелковой турели с двумя 7,7 мм Льюисами, установленной в задней кабине. Под фюзеляжем между двух поплавков подвешивалась торпеда массой 680-700 килограмм, либо такое же по массе количество бомб, которые крепились на бомбосбрасыватели на нижнем крыле.

PL.15 изначально проектировался как многоцелевая машина: дневной или ночной бомбардировщик, торпедоносец, дальний и ближний разведчик. В базовой версии PL.15 был двухместной машиной, но, на случай использования в качестве разведчика, было предусмотрено место для третьего члена экипажа. Для варианта дальнего разведчика теоретически предусматривалось также место и четвертого члена команды...


PL.15 №1, Мюро, март 1933 года

"СЛАБЫЕ МЕСТА" АППАРАТА

Два широких поплавка крепились к фюзеляжу посредством съемных стоек, при чем руль на правом из них позволял маневрировать на поверхности воды. Сделаны они были из дерева или алюминиевого сплава, обладавшего повышенной стойкостью к механическому воздействию. В полугодовом отчете об использовании авиационных материалов говорилось, что металлические поплавки Левассер, которыми оснащались самолеты PL.15 были "по качеству исполнения гораздо лучше поплавков Луар (Loire), однако их форма может представлять некоторую опастность при приводнениях. В целом они проявили себя как хорошо сконструированные поплавки, которые являются явно более выносливыми в сравнении с таковыми от компании Луар."


1935 год, Франция. Маневры на рейде Тулона

Что же до деревянных поплавков, то они признавались "непригодными для использования спустя очень короткое время с момента установки, поскольку были чрезвычайно низкого качества, материал был непригоден для таких конструкций, а в целом в условиях неправильного хранения они практически полностью показали свою непригодность к дальнейшим действиям." К 1936 году деревянным поплавкам был вынесен окончательный и бесповоротный приговор, и устанавливать на машины стали только металлические поплавки.
Еще одним больным местом самолета были створки водяного радиатора системы охлаждения, чрезвычайно хрупкая система которых не закрывала всю, достаточно большую, поверхность радиатора, что приводило к переохлаждению двигателя в моменты затяжного пикирования, обычно необходимого для сброса торпеды...

ИСПЫТАНИЯ ПРОТОТИПА И ПОСТАВКИ

Первый раз PL.15 поднялся в небо в 1932 году в Виллакубле, при этом аппарат был "в наземном исполнении", с временным колесным шасси вместо поплавков. Полет этот был признан успешным, после чего на машине за несколько часов поменяли колеса на поплавки и продолжили испытания на воде реки Сенна в Мюро (Mureaux). По результатам этих испытаний оказалось, что PL.15 выигрывает в скорости у PL.14 (208 км/ч против 165) и скороподъемности (3000 метров за 25 минут против 35).


Приводнение 7В2.2. На заднем плане крейсер водоизмещением 10 000 тонн

Первый из шестнадцати серийных машин, названных PL.15T2B2b проходил летные испытания в Мюро в марте 1933 года, после чего его передали в CEPA, где испытывали на точность стрельбы.
"Можно с уверенностью сказать, что, после 50 летных часов самолет не вызывал никаких нареканий и зарекомендовал себя гораздо лучше предшественника PL.14" - звучало в отчете Главного штаба Военно-Морской Авиации.
Первая проблема у машины появилась лишь в апреле - при приводнении на волны в районе Сан-Рафаэля поплавки потеряли параллельность, что говорило о недостаточной прочности стоек и необходимости их усиления.
Главный штаб, тем временем, принял решение оснастить этими самолетами гидроавианосец "Commandant Teste" "тогда, когда машины будут полностью пригодны к летной эксплуатации".
Отметим, что PL.15 №1 оснащался редукторным двигателем Испано-Сюиза мощностью 650 лошадиных сил, и именно с ним самолет проходил в Сан-Рафаэле весь курс летных испытаний, в том числе и на пригодность использования в открытом море. К концу испытаний номера один были готовы №№ 4,5,6,7 и 8, на которых стоял тот же двигатель, только сниженной до 600 л.с. мощности. Все эти самолеты будут вскоре переведены на базу Сан-Мандрие, где их поставят на хранения вплоть до прибытия гидроавианосца "Commandat Teste".


Шестерка PL.15, февраль 1936 года, Кассис

PL.15 №2 вернули на завод для испытаний других вариантов двигателей, а №3 продолжил цикл летных испытаний в Сан-Рафаэле. Таким образом, когда 29 июня 1934 года гидроавианосец зашел на базу, в его распоряжение поступили шесть самолетов PL.15 - номера 3,4,5,6,7 и 8.
Остальные экземпляры серии из шестнадцати машин должны были быть поставлены в 1934 году, и предусматривалось их использование в составе 7В2 на "Commamdant Teste", однако принятие их на вооружение было отложено по причине нехватки временных перекаточных шасси на борту гидроавианосца, что отражалось даже в официальных изданиях Генерального штаба. 10 июля, однако, пилоты прибыли в Мариньян для приемки этих машин, которые были к тому моменту посуху доставлены из Мюро в Мариньян, где их переставили на поплавки. Пилоты и перегнали аппараты в Сан-Мантандер, где базировалась эскадрилья с гидроавианосца, когда он стоял в Тулоне.
Согласно архивам ВВС Франции, они получили за 1935 год четыре машины PL.15 - две в январе и две в марте. Также PL.15 отметился в конце того же года на международном авиасалоне, но не на стенде компании Левассер, а в зале, отведенном резерву штаба Военно-Морской авиации.


Бер, июль 1936 года

В последние месяцы 1934 года и в первом семестре 1935 года на самолетах шло активное обучение экипажей ориентированию, стрельбе, торпедо- и бомбометанию, а также приводнениям в непосредственной близости от "Commamdant Teste", чем летчики не могли заниматься с момента сдачи своих PL.14.
С 1934 по 1938 годы PL.15 принимали активное участие в военно-морских маневрах в Средиземном море, в Марокко, Алжире и Тунисе.
20 ноября 1934 года гидроавианосец отправился из Тулона в Сан-Рафаэль, а 21 ноября на траверсе залива Жуан самолеты подвергли учебной атаке крейсер. Новая атака произошла между 23 и 26 ноября на рейде Аяччо.
С августа 1935 года на всех самолетах эскадрильи 7В2 нанесли эмблему в виде головы моржа.

МАНЕВРЫ В МАРОККО И АЛЖИРЕ

Январь 1935 года застал эскадрилью 7В2 учебными полетами в Йере (Hyeres). 22 числа самолеты выполнили учебную атаку на крейсер, выполнявший противоторпедные маневры на траверсе залива Жуан. 8 апреля того де года PL.15 из 7В2, совместно с PL.7 из 7В1, при поддержке 7С1, выполнили учебное торпедометание по стоявшим в открытом море французским крейсерам.


7В2.2 и 7В2.4 в Сан-Рафаэле

5 июня 1935 года капиан-лейтенант Килиан (Kilian), новый командир эскадрильи 7В2, приказал всем самолетам занять свои места на борту "Commandat Teste", который в тот же день покинул Францию курсом на Алжир, где начинались военные учения в районе между Ораном и Касабланкой. По выходу из Орана 11 числа, бомбардировщики произвели учебное бомбометание по скалистому островку архипелага Абибас (Habibas), находящемуся западнее базы Мерс-эль-Кабир. Начиная с 20-го числа PL были уже в Марокко, где отрабатывали, с базы в Касабланке, торпедометание и разведывательные полеты, проявляя особую активность в районах Кенитры (Kenitra) и Аземмура (Azemmour).
Затем, после недолгого пребывания в Оране, 12 июля все Левассеры вернулись в Сан-Мандрие.
В конце 1935 года проходили региональные учения, которые 16 октября обернулись драматическим происшествием - во время учебной атаки "7В2.3" (PL.15 №9) пилота мичмана Комбье (Combier) перевернулся. Летя на бреющем полете машина зацепила поплавками сильную волну, в следствии чего, упав в море, оказалась полностью разбита, но трое членов экипажа смогли выбраться из самолета и были вскоре подобраны спасателями, не получив практически никаких повреждений. Вскоре после этого в октябре 1936 года были объявлены новые маневры на Йерских островах...

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Tags: levasseur, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “levasseur” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments