Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Гриф от Ревелл

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

«Гриф» по праву считается единственным представителем стратегической авиации, разработанным нацистской Германией и выпускавшимся относительно крупной серией. Разработка этой машины началась весной 1938 года, чуть позже ей присвоили собственное имя «Гриф» (взятое, кстати, с герба города Росток, где находилась штаб-квартира Хейнкеля). Интересной особенностью машины являются спаренные двигатели – при двухвинтовой схеме на каждый воздушный винт приходится по два двигателя. Делалось это для уменьшения лобового сопротивления, но привело к колоссальному количеству отказов, поломок, пожаров и катастроф. В конечном итоге именно недоведенность этого узла и сгубила самолет, так и не ставший массовым.


Бокс-арт

Применялся «Гриф» как во Франции, где он использовался для борьбы с союзническими судами в Атлантике, так и в Восточной Пруссии, откуда неоднократно летал на бомбежки советских городов. Достоверно известен факт налетов He-177 под командованием кавалера рыцарского креста Отто фон Баласко на Великие Луки, также известны факты применения «Грифа» в качестве транспортной машины под Сталинградом. Наиболее известны же борта, базировавшиеся во Франции.


He-177 Отто фон Баласко

ВАРИАНТЫ ОКРАСКИ

“Revell” предлагает два варианта окраски модели.
Первый – 6N + HM из 4./KG100, Châteaudun, 1944 год.
Второй – F8 + CK из 2./KG40, Bordeaux-Merignac, конец 1944 года.
Ни по первому, ни по второму вариантам найти какие-либо подтверждающие фотографии, ну или на худой конец выкраски, мне не удалось.





Сам я решил собрать другой аппарат – KM + UD, 6./KG100, Toulouse-Blagnac, 1944 год. Информацией по нему любезно поделился админ ныне не существующего сайта www.avia-hobby.ru – для желающих привожу полную раскладку по этой машине:
«Вторая группа 100-й эскадры приперлась (уже не в первый раз, но это не суть важно) в Тулузу-Бланьяк в декабре 1943 года, будучи полностью вооруженной самолетами Do-217E-5.
В январе 1944 года она начала перевооружение на He-177A-5. При этом перевооружались эскадрильи группы не одновременно, а одна после другой:
в январе "Дорнье" на "Хейнкели" сменила 4-я, в марте дело дошло до 5-й, в марте же оба этих штаффеля перевели в Данию, а 6-я осталась в Тулузе со своими старыми бомберами и сидела там вплоть до переименования в 8-ю и передачи в состав III/KG100. Это самое переименование согласно справочнику произошло 01.06.1944, однако по таблицам движения техники во 2-й и 3-й группах 100-й эскадры эта дата явно ошибочная, и переименование произошло 1 мая, а не 1 июня.

Теперь вернемся обратно во времени и посмотрим на 3-ю группу 100-й эскадры. Во второй половине 1943 года она возила "Фрицы" на своих Do-217K-2 и базировалась в Истре (рядом с Марселем, а не под Москвой), потом была переброшена в Шлезвиг-Гольштейн, а в феврале 1944 оказалась в Тулузе, где потом включила в свой состав бывшую 6-ю эскадрилью, ставшую по такому случаю 8-й.
Но нас вообще-то интересуют приключения не всей группы, а одной только 8-й эскадрильи (старой). Она отделилась от своих товарок еще 20.09.1943, когда ее перевели в Фассберг (Германия) для последующего перевооружения на He-177.
Новую технику она получила в октябре. Сначала это были самолеты модификации A-3, к которым в феврале 1944 добавили A-5, и к концу апреля последние "тройки" передали другие части.

01.05.1944 бывшая 8-я из 3-й группы была переименована в 6-ю и включена в состав 2-й группы, после чего присоединилась к 4-й и 5-й эскадрильям в Дании.
Там же в Дании 02.02.1945 II/KG100 была расформирована.

Таким образом, в подписи к варианту окраски явно что-то не так. Либо это не 6-й штаффель, либо не Тулуза.

Также обращают на себя внимание бортовые коды - не строевые, а заводские. Т.е. этот самолет был незадолго до того получен с завода, и не успел еще получить боевых обозначений.

Фотография этого бомбера есть на странице 14 в Варпайнте на He 177 (Warpaint No.33). Там этот снимок подписан следующим образом: "He 177A-5/R-2 KM+UD WNr 550054, когда был придан 6/KG100, сохранил оригинальные заводские обозначения"
.



На следующей странице того же издания дается цветной боковик этого самолета с подвешенным на пилоне "Фрицем". В подписи значится камуфляж RLM 70/71/65, место - Toulouse/Blagnac и время - май 1944 года.

Место и время опять вызывают вопрос: как такое могло получиться?
К сожалению, в тексте варпайнта относительно подробно расписано только применение в KG40, а про KG100 совсем мало. Самое важное, что нам сказано - это то, что последним заданием для бомберов He 177 этой эскадры стало участие в крупном (100 самолетов) налете на корабли в районе Портсмута в конце апреля 1944 года, в котором использовались "Фрицы". А затем они (самолеты) были раскиданы по разным аэродромам и поставлены на прикол из-за нехватки топлива, но поддерживались в летнопригодном состоянии вплоть до расформирования части в феврале 1945 года.

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Коробка была приобретена году в 2002-2003, точнее сказать сложно, за 500 рублей – и было это еще на клубе, в те времена, когда он проходил на Авиамоторной (сейчас модель стоит в районе 1400-1500 рублей).
В большой коробке с интересным, выполненным в классическом ревелловском стиле, бокс-арте, находятся восемь рамок с пластиковыми деталями, одна – с деталями остекления, лист А5 с декалями на два варианта и техничкой, и толстенная инструкция на 20 страниц.









На первый взгляд отливки чистые и аккуратные (правда вылезет позже, на этапе сборки), стекла прозрачные и чистые. В деталях заложена многовариантность машины – можно собирать ее в варианте бомбардировщика, можно с Фрицами.
В чертежи модель не вкладывалась, поскольку цель полного соответствия прототипу изначально не ставилась, а просмотр фотографий и выкрасок в сравнении с деталями показал, что самолет «похож». Для меня в большинстве случаев этого достаточно.
Листок с декалью производит благоприятное впечатление (только «производит» - в реальности все совсем по другому), а большое количество технички радует (знал бы я тогда, что она практически непереводима на модель, рассыпается и рвется при малейшем касании).

СБОРКА

Начало традиционное – интерьер, окраска внутренних частей фюзеляжа, турели и прочее. Главных моментов здесь два. Первое – не морочьтесь особо по цвету внутренних поверхностей и интерьера, видно все очень плохо, а ваши усилия показать RLM66 в интерьере и RLM02 в остальных местах фюзеляжа будут убиты на корню. Делайте так: Весь интерьер, видимые части, внутренности фюзеляжа – RLM66. Бомболюки, ниши шасси, створки с обратной стороны (в том числе и створки люков для посадки экипажа) – RLM02. Стрелковые точки соберите, но не устанавливайте в склеенные половин фюзеляжа – они легко встанут после окраски, на этапе установки бомболюка.
Фюзеляж необходимо собирать очень аккуратно, поскольку из-за большого размера неизбежно где-нибудь да вылезет расхождение в расшивке или предательский неаккуратный шов. Заделывать все это потом будет несложно, но довольно нудно, лучше сразу сделать все правильно и аккуратно.
Обратите особое внимание на установку носовой кабины – при малейшем несхождении интерьер раздвинет борта фюзеляжа и стекла вы уже не сможете установить нормально.
С крыльями все просто – достаточно лишь грамотно соединить верхние и нижние половинки. В моей модели левое крыло оказалось поврежденным, пришлось поработать шпаклевкой, а затем шкурками вывести все повреждения «на нет». Если у вас такой же дефект – не забудьте сразу разметить посадочные места под балансиры элеронов, этим вы значительно упростите последующую сборку.
Со стабилизаторами поджидает «засада», суть которой я понял не сразу. Стабилизаторы делятся на верхние и нижние половинки – так вот, обе верхние половинки у меня были правые, а обе нижние – левые. Я слишком поздно обратил на это внимание, а вам советую перекроить их так, как необходимо для сборки.
Параллельно с крупными деталями я занимался мелочевкой – и тут тоже хватило неприятных сюрпризов. Во-первых лопасти воздушных винтов – все восемь поведенные и с видимыми утяжинами в корневой части. Во вторых кок винта. На нем есть сложной формы отверстия, в которые вставляются лопасти – при этом форма отверстия не дает возможность установить лопасти как-то по другому, кроме как по заранее предусмотренному варианту. Так вот эти самые отверстия намного меньше, чем ответные пеньки в лопастях…
Ну и третье – воздухозаборники сделаны столь неудачно, что грамотно окрасить и оттонировать их представляется делом весьма сложным. Видимо решить этот узел по-человечески производитель не смог…
Еще из минусов – разрезав створки хвостового колеса вы получаете хорошей толщины бронелисты, которые, по задумке, должны прикрывать хвостовое колесо. Узел этот, конечно, необходимо переделывать – во-первых не ставьте сразу хвостовую стойку, иначе тяжело будет красить низ фюзеляжа и нишу. Во-вторых изготовьте створки из жести от пивной банки – смотреться будет на порядок лучше.
Колеса также требуют очень внимательного отношения – при склейке половинок образуется шов, а удаляя его, вы рискуете убрать очень оригинальные следы «а-ля протектор», которые изготовитель оставил на покрышках.







ОКРАСКА

На самом деле окраска шла параллельно сборке все время – где-то наносился слой грунта, где-то краски, где-то что-то маскировалось, где-то что-то тонировалось.
Однозначно не стоит тонировать интерьер – ничего не видно. И напротив – глубокий и хорошо видимый бомболюк в тонировке явно нуждается. Так же явно в ней нуждаются колеса и стойки шасси.
Общую окраску я наносил на стадии готового планера без всего внешнего обвеса. Наносил по Грунту краску Валлехо, и тут тоже выплыло несколько неприятных сюрпризов:
1. Купленный мною грунт Тамия белого цвета сцеживаться отказался, наносясь только из баллончика и только толстенным слоем. Почему – не знаю, но этот факт повредил мне маски на остеклении, и вылечить это мне так и не удалось.
2. Краски Валлехо я наносил, ориентируясь на опубликованную на Румоде таблицу перевода цветов – не надо этого делать, таблица неверна. Вернее она слишком индивидуальна, и все, что она советует, нуждается в перепроверке и тестовых выкрасках. На тестовых выкрасках я сэкономил время – и не попал в цвет RLM71, он должен быть более зеленым, а нанесенный мной цвет очень смахивает на морской RLM72.

Вообще Валлехо замечательная краска, и я с удовольствием рекомендую ее вам, но к этой краске надо приспособится, настроить под нее отдельный аэрограф и ни в коем случае не смешивать ее с растворителями. Также великолепно Валлехо походит для тонировки, оттенков, лаки хорошо подходят для финишных и декоративных покрытий, но… Любая краска Валлехо нуждается в растворителе – помните об этом и не повторяйте моих ошибок.

Что касается нестандартного камуфляжа на боковых поверхностях, то его я сделал очень быстро. Для этого сначала окрасил бока и низ в RLM76, затем надул крупные пятна (диаметр пятна 3-4 мм), а затем по изготовленным заранее маскам надул мелочь (диаметр пятна 0,5-2,0 мм). В целом получилось оригинально, хотя результат меня не удовлетворил и поле для дальнейших экспериментов осталось.

Красно-белую лестницу для входа в носовую кабину я подсмотрел на одной из готовых моделей, и перенес на свой Гриф для «оживления» внешнего вида. Была ли на самом деле эта лестница красно-белой, я не знаю.






НАНЕСЕНИЕ ДЕКАЛЕЙ


Руководствуясь своим принципом «не делать популярных машин», я выбрал вариант, который потребовал изготовления масок для буквенных кодов… Но обо всем по порядку.
Рассчитав месторасположение кодовых букв я нанес маски и задул буквы в черный цвет. После высыхания оставшиеся буквы (они были из декалей от других наборов) были нанесены в необходимые места, после чего окрашенный планер был задут глянцевым лаком Валлехо в три прохода. На третий проход поверхность получилась идеально гладкой, и после сушки я начал ставить декали.
Кресты и свастики проблем не вызвали, поскольку были взяты из наборов польского «Техмода», но когда я перешел к техничке…
Декаль рассыпалась, рвалась. Всплывала – делала все возможное, чтобы не оказаться на фюзеляже. Пробовал и полностью погружать ее в воду, и оставлять на поверхности всего несколько капель воды – ничего не помогало… Так, к примеру, наружная часть ограничителя передвижения по крылу вместо положенных шести частей собралась у меня из двадцати трех!!! На этом фоне значки топлива и масла особых проблем не вызывали, просто отказываясь переводиться…
Считая нанесение букв по маскам на полную оклейку модели декалями у меня ушел уик-энд практически беспрерывной работы. Не слабо для хорошо известного производителя!

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ СБОРКА

С окончательной сборкой мороки было на порядок меньше, благо все подгонки «на сухую» были осуществлены заранее. Самым сложным, пожалуй, являлось взаимное расположение всех четырех стоек основного шасси и установка на свои места колес – здесь важно не допустить «болтания» ни одного из них в воздухе.
Бомбы после соответствующей обработки заняли свои места в бомболюках, створки были разрезаны и установлены на свои места (на будущее – их, кстати, тоже лучше делать из жести, из пластика они чрезмерно толстые).
Стрелковые точки также установлены на свои места, после чего намертво замурованы бомболюком.
Про прочую мелочевку говорить особо не стоит – повторюсь лишь про стабилизаторы. Не забудьте изменить посадочные места под балансиры – иначе у вас получится очень странная картина.
Следы эксплуатации наносились мной понемногу на всем периоде сборки, но делалось это аккуратно и без излишеств, поскольку самолет с заводским кодом не может быть лишком поношенным.



ВЫВОД

Модель в целом не сложная, хотя, признаюсь честно, довольно муторная. Досадные огрехи вылезают практически на ровном месте, лечение их занимает время и силы, а в итоге снижается интерес к самому аппарату, и так особо не проявившему себя в баталиях Второй мировой.
Из явных плюсов также отмечу большое количество материала по этой машине (как и практически по любому немцу, в принципе). То, что я не нашел привязок к дающимся в декалях вариантам, говорит лишь о моей природной лени и нежелании листать слишком много страниц по не слишком интересной машине. Так же в плюсы многовариантность модели, неплохой в целом пластик и в меру разумное членение на составные части. Подробность инструкции в целом можно отнести туда же.
Минусы. Хороший в целом пластик в частностях представляет жалкое зрелище. Утяжины, крутки, банально перепутанные детали – как то не к месту это на изделиях Ревелла. Декаль – ну тут вообще без комментариев, проще накрасить самому чем пользовать «это». Размер – ну это штука субъективная, лично мне он все-таки не кажется слишком большим…, однако к теме He-177 я возвращаться не планирую.


Tags: heinkel, revell
Subscribe

Posts from This Journal “heinkel” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

Posts from This Journal “heinkel” Tag