Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-63. Часть вторая

НАЧАЛО ВОЙНЫ. СТРАННАЯ ВОЙНА.
ИСТРЕБИТЕЛИ

Накануне вступления в войну в Клермон-ле-Ферме (Clermont-les-Fermes) была создана Дозорная Эскадрилья I/16 (на самом деле 1/16, потому что эскадрилья не может обозначаться римской цифрой - прим.переводчика), которая 29 января 1940 года станет Эскадрильей многоместных истребителей I/16 (ECM I/16) (на самом деле станет она "эскадрильей дневных многоместных истребителей E.C.M.J 1/16 - прим.переводчика). В ее составе было два Поте-630 и десять Поте-631, находившихся ранее в составе GC II/2, GC I/6, GC II/4, GC II/5, GC II/6 и GC II/7.
16 октября 1939 года в Лион-Броне (Lyon-Bron) создали Эскадрилью Ночных Истребителей (E.C.N 2/562), состоящую из двенадцати Поте-631. К 1 января 1940 года она достигла полной операционной готовности и была переведена в состав ECN 5/13. GCN I/13 и II/13 были, тогда же, разделены на четыре отдельных эскадрильи - 1/13, 2/13, 3/13 и 4/13.


Поте-630 №75, G.C.I/5, Мериньяк, июнь 1940 года

Морская авиация, со своей стороны, получила первую партию Поте-631 в январе 1940 года. Переведенные из состава ВВС, эти самолеты предназначались истребительной эскадрилье АС1, которая, как и АС2, несколькими месяцами ранее была снята с борта авианосца "Bearn" и переведена на сушу. Эскадрильи эти были вооружены признанными устаревшими Девуатинами-373 и 376. Вскоре после АС1 самолеты Поте стала получить и АС2. В марте 1940 года, когда закончилось переучивание на новый тип самолетов, была создана 1-я истребительная флотилия (F1C), в которую вошли АС1 и АС2 и местом базирования которой был выбран Кале (Calais). Всего флотилия включала 17 машин Поте-631, которые пришли на замену Блокам (Bloch MB-152). К концу мая флотилия получила все причитающиеся ей 26 Поте-631.


Поте-630 №8 после вынужденной посадки "на брюхо"

В феврале 1940 года одновременно с роспуском звеньев самолетов управления в истребительных эскадрах, из ВВС были отозваны последние Поте-630, которые были быстро переделаны в тренировочные машины с двойным управлением, а эскадрильи ночных истребителей усилены, перейдя с 12-ти самолетного штата на 18-ти самолетный. Естественно, все ночные истребители были известными уже Поте-631.


Три вида Поте-631С3 №73 (Х-644), E.C.N. I/13, май 1940 года

С февраля 1940 года решили ускорить процесс перевооружения самолетов, поскольку существующее признавалось недостаточным. Все самолеты вместо двух 20-мм пушек оснащались одной пушкой и одним 7,5 мм пулеметом. Ситуация постепенно начала улучшаться, и некоторые самолеты не просто получали вторую 20 мм пушку, но и четыре пулемета, подвешенные под крыльями. Именно с таким вооружением самолет мог, наконец, выполнять штурмовые миссии, но увы... хоть процесс и ускорился, таким штурмовым вооружением были оснащены к 10 мая 1940 года всего лишь два Поте-631, при чем оба находились в составе ECM I/16.


Поте-630 одной из истребительных частей

ЛЕГКИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Поте-633, производившиеся по иностранным заказам, с началом войны были реквизированы и направлены в ВВС Франции. G.B.A. (Штурмовые бомбардировочные группы) I/54, II/54, I/51 и II/51 в ожидании перевооружения на Бреге-691, получили Поте-633, на котором начали переучивание экипажей... В этих частях Поте стал промежуточным звеном между устаревшими машинами и новыми Бреге. В декабре 1940 года 18-я и 19-я Штурмовые группы из 6-й Бригады Пикирующих бомбардировщиков (не понятно, точно-ли 6-я Бригада? Во-первых она вообще не существовала на тот момент, а во-вторых была "штурмовой" - прим.переводчика), базирующиеся в Виноне (Vinon) тоже получили Поте-633. В марте 1940 G.B.A. II/35 также получила самолеты Поте. Летчики всех этих частей налетали на Поте в общей сложности не более 40-60 часов каждый, после чего все они перешли на машины Бреге.
Во время Зимней войны (ноябрь 1939-март 1940), в которой Финляндия противостояла СССР, была сформирована необычная часть, получившая собственное имя "Финляндия", и имевшая главное задание - отправится на поддержку финнов в их войне против агрессора. Находящаяся в Виноне, она получила на вооружение двенадцать самолетов Поте-633, а экипажи были набраны из добровольцев, служивших ранее в 54-й Эскадре. "Финляндия" собиралась в Тангмире (Великобритания), но 11 марта 1940 года было подписано перемирие между финнами и советами, и отбытие части на север потеряло всякий смысл...

САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ


Подфюзеляжная гондола после разведполета над немецкой территорией

На момент начала войны многие Разведывательные Группы были оснащены устаревшими машинами, такими как Поте 540/542, МВ-131, и даже бипланы Поте-25 (к примеру они были в G.R. II/39 в Сирии). Поте-637 стал, таким образом, единственным доступным современным самолетом-разведчиком, и им были практически полностью вооружены четыре Разведывательные Группы:
- G.R. I/33 из Сан-Дизье (Saint-Dizier)
- G.R. II/33 из Саконена (Saconin)
- G.R. I/52 из Шомона (Chaumont)
- G.R. II/52 из Эрбевиллера (Herbeviller)


Еще один вид на подфюзеляжную гондолу после разведполета над немецкой территорией

Постоянно участвуя в разведывательных полетах над линией фронта, именно разведчики первыми прошли так называемое "крещение огнем". 8 сентября 1939 года Поте-637 №52 из II/52 был перехвачен лейтенантом Гудбротом (Gutbrot) из II/JG52, серьезно поврежден и чудом вернулся домой на одном двигателе. 20 сентября самолет из I/33 фотографировал вражеские позиции, когда его достал огонь с земли - самолет упал, а экипаж попал в плен. Между 24 и 30 сентября случилась настоящая "резня", в которой французы потеряли пять самолетов Поте, а из числе членов их экипажей пятеро погибли, двое ранены а остальные считаются пропавшими без вести. До конца 1939 года было потеряно еще семь самолетов-разведчиков.


"Я пролетел над Германией"... Обложка авиационного журнала. Начало 1940 года

Примерно в это же время в части началась поставка Поте 63-11, но, как уже было упомянуто, об этом самолете речь впереди. Пока отметим, что эти машины были призваны усилить эскадрильи, оснащенные Поте-637, которые, в свою очередь, также постепенно изымались из ВВС с целью переделки в тренировочные машины с двойным управлением. Не смотря на то, что Поте-637 был чуть более быстр и маневренен в сравнении с 63-11, экипажи, и особенно наблюдатели в составе экипажей, предпочитали последний, потому что он был гораздо комфортабельнее и удачнее для выполнения именно разведывательных заданий...


Цветное фото севшего "на брюхо" самолета Поте

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments