Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Неизвестный Французский гидросамолет. Начало.

В связи с отсутствием полноценных авианосцев ВМФ Франции уже с 1922 года испытывал острую необходимость в "самолете наблюдения и корректировки стрельб". Именно поэтому с начала 20-х готов флот начал проработку возможности получения такой машины. Сведенные воедино все требования и пожелания военно-морских служб показали необходимость разработки трехместного самолета-амфибии с продолжительностью полета в 4 часа и крейсерской скоростью полета 120 км/ч.


Справа - CAMS-37А. Гидросамолеты из 4S1 в Karouba (Bizerte) в 1932 году.



Фирма CAMS (мастерские морской авиации на Сене) предложила свою "Модель 32" - гидросамолет с деревянным фюзеляжем с двигателем Hispano-Suiza мощностью 180 л.с. Было построено два экземпляра этой машины, и после лабораторных испытаний 1924 года комиссия ВМФ вынесла по ним следующий вердикт: "Чрезмерно тяжелый самолет с единственным интересным решением - складными крыльями".
Для CAMS такой вердикт стал лишь толчком к продолжению разработок, при чем не только морской машины, но и целой линейки других, не связанных с флотом аппаратов... К этому времени военно-морская авиация Франции все еще не располагала подходящей моделью, а потому продолжала совершенствование технического задания, которое становилось все более и более актуальным, и, по словам capitaine de corvette (капитана третьего ранга) Godfgoy, будущего адмирала ВМФ, заключалось в следующем:
«Это должен быть самолет-амфибия со складным крылом, в обязанности которого должны входить в первую очередь разведывательные миссии, а также управление огнем, базирование должно осуществляться на авианесущих кораблях. Тот же самолет, но без колес, должен использоваться в подразделениях гидроавиации, выполнять миссии дальней разведки и вести наблюдения за районами боевых действий в различных уголках земного шара.»


CAMS-37А, эскадрилья из Donnai, посадка в Angkor, октябрь 1932 года

Два экземпляра CAMS-37 – модели, представлявшей собой дальнейшее развитие "Модели 32", были заложены в соответствии с заказом 216/4 в 1924 году. Это были первые работы Maurice Hurel, человека, летом 1923 года принятого в CAMS на должность инженера. Когда в 1926 году первый прототип CAMS-37 (деревянный биплан с двигателем Hispano-Suiza 12Н мощностью 450 л.с. и складными крыльями) совершил свой первый испытательный полет, в классификаторе технических программ военно-морской авиации он уже фигурировал как "тип О3 класс III", то есть как трехместный самолет наблюдения. CAMS-32 был отнесен к типу "О2 класс II" (двухместный самолет наблюдения). Этот самый упоминавшийся ранее "класс III" в 1928 году станет "Классом S" самолетов разведки. На самом деле вся эта сложная программа развития, разрабатываемая Генеральным штабом еще с 1923 года, была в общих чертах принята только 20 сентября 1926 года, когда два первых CAMS-37 уже начали свои полеты… Программа эта установила в конце концов единый класс для "трехместных амфибий" и "двухместных гидросамолетов", ранее разрабатывавшихся независимо.


CAMS-37Е из отдела обучения в Berre, Porquerolles, июль 1937 года

В конце 1926 года два самолета CAMS-37А (А – амфибия), начали испытания в C.E.P.A (Комиссия по Практическим Исследованиям Авиации) в городе Frejus-Saint Raphael. Самолеты были оснащены двигателем Lorraine 12 EW мощностью 450 л.с. По летным характеристикам самолет оказался лучше, чем его прототип "32", который, под кодом "S-10", также проходил испытания в C.E.P.A. В целом его параметры и ТТХ удовлетворяли комиссию, и 4 марта 1927 года последовал заказ на первые 15 серийных самолетов "Тип 37А" с двигателем Lorraine (заказ 1004/7). Отметим, что S.T.I.Ae (Техническая и Производственная служба военно-морской авиации) дополнением к заказу, датированным 25 января 1928 года, заказала на самолетах номер 14 и номер 15 монтаж "посадочных крюков".


CAMS-37А, эскадрилья из Donnai, база Cat-Lai (Saigon), взлет с Donnai, 1932 год

В 1928 году CEPA вынесла следующий вердикт по этому самолету:
"CAMS-37 представляет собой достойный выход из сложившейся экстремально сложной ситуации. Со снятым колесным шасси этот самолет становится великолепным гидропланом. Но когда его устанавливают на колеса, он теряет свои преимущества, а потому не может быть использован в качестве наземной техники. CAMS-37 должен использоваться только как гидросамолет. Также его можно использовать как амфибию, но в этом случае его ценность резко уменьшается".


JA1, один из двух CAMS-37А на службе на крейсере “Jeanne d’Arc” (второй самолет был JA2)

Аналогично этому, в 1931 году E.G.A.M. (центральный склад военно-морской авиации), использовавший три CAMS-37Lia (Lia - связной самолет) в Mureaux сообщил, что эти самолеты, оснащенные колесным шасси, "благодаря явной недостаточности запасов топлива на борту и значительной нехватки мощности плохо приспособлены для использования в качестве самолетов связи. Также надо отметить недостаточную прочность крепления стоек шасси, которые требуют тонкого контроля и аккуратного использования".
В общем, этот самолет, разрабатывавшийся как амфибия, нашел себя в роли исключительно гидросамолета…

Gerard Bousquet
при участии Jose Fernandez
перевод Никиты Донцова

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: cams, авиация, франция
Subscribe

  • Гости из Нижнего

    Говорят, жара спала? Как-то мы в этом не уверены. А потому предлагаем вам приготовленный еще весной ролик, который должен немного охладить вас в…

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Пять Пивотов из Коломны

    Их удалось найти всего пять, хотя Никита лично пробовал штук десять. А сколько их всего - сказать сейчас очень сложно. Изначально этот ролик должен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments