Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-63. Часть третья

ФРАНЦУЗСКАЯ КАМПАНИЯ


Поте-637А3 №7 С-591, 1-я эскадрилья G.R.II/33, начало 1940 года

10 мая 1940 года немцы перешли в наступление. Ситуация с летными частями, вооруженными самолетом Поте-63, на тот момент была следующей:


Пилот позирует на крыле своего самолета. Авиация Виши, 1942 год

Истребители:

Все Поте-630 к этому моменту уже были изъяты из боевых частей, и врага встретили самолеты Поте-631.
На севере, в Кале-Марке (Calais-Marck), находилась Флотилия F1C морской авиации, в составе которой были эскадрильи АС1 и АС2. В Вез-Тюизи находилась E.C.M. 1/16, которая была частью группового истребительного объединения (тот самый Groupement) №23.


Поте-631 сразу после перемирия 1940 года

Ночная оборона всего северного региона была зоной ответственности Группового объединения Ночных Истребителей, включавшего в себя четыре подразделения: в Плесси-Виллароше (Plessis-Villaroche) находилась E.C.N. 1/13, в Мо-Эбли (Meaux-Ebly) - 2/13, в Мелюн-Виллароше (Melun-Villaroche) - 3/13 и в Бец-Буйанси (Betz-Bouillancy) 4/13.


Поте-631С3 №142 Х-911, E.C.M.I/16, Экс-ле-Миль, 23 июня 1940 года

Бомбардировщики:

На момент нападения в строю оставались всего порядка двадцати бомбардировщиков Поте-633, которые были сконцентрированы в эскадрильях шестой штурмовой бригады и ожидали замены на Бреге-693. Конкретнее, они были распределены между G.B.A. I/51, II/51, I/54 и II/54/

Разведчики:


Поте-631 №191 с маленькими кокардами на крыльях

Оставшиеся на вооружении Поте-637 выполняли полеты совместно с Поте-63-11 и Блоками-174, а летчики 637-х как раз проходили курс переучивания на новые машины. На Поте-637 оставались следующие части:
В Ати-су-Лане (Athies-sous-Laon) находилась G.R.II/33, выполнявшая задания по стратегической разведки в интересах Первого Авиационной Дивизии;
В Кувроне (Couvron) стояла G.R.II/52, работавшая в интересах 9-й Армии;
В Сан-Дизье (Saint Dizier) находилась G.R.I/52, выполнявшая разведывательные полеты по приказам Третьей Авиадивизии;
В Доле (Dole) находилась G.R.I/33, выполнявшая полеты по заданию Шестой дивизии;
Прочие разведывательные и наблюдательные части успели, к моменту начала нападения, заменить свои машины на Поте 63-11


Слева - Сбитый во время французской кампании
Справа - Поте-631 №164, E.C.N. 1/13, тренировочный полет, август 1940 года


В СРАЖЕНИЯХ

Истребители


Поте-631 G.C.III/2, осень 1939 года

Поте-631, управляемые морскими летчиками Флотилии F1C, явным образом отличились в противостоянии с Люфтваффе, сбив 12 самолетов противника в период между 10 и 21 мая 1940 года. Работая в районах Нор-Па-де-Кале и Северном море, во время патрульных полетов они потеряли за это время восемь машин, а после тех 11 дней серьезным боев все машины сняли с фронта и отправили в тыл для замены на одноместные истребители Девуатин-520 и Блок-151. Последовавшее вскоре перемирие застало Флотилию в момент переоснащения, и она так и не добралась до фронта, но один из морских летчиков, капитан-лейтенант Де Ситиво (De Scitivaux), не смотря на свое ранение, полученное 10 мая, смог добраться до Великобритании, где, после лечения, служил в составе F.A.F.L. (ВВС Свободной Франции).


Сержант Пьер Руксель (Pierre Rouxel) перед выполнением высотного полета

Поте-631 из E.C.M 1/16 не смогли добиться таких успехов в боях с Люфтваффе. 13 мая капитан Эскюдье (Escudier) повредил одиночный Do-17, но, не смотря на все старания, сбить его не смог - практически равные скорости истребителя и бомбардировщика не позволили капитану получить решающее преимущество для атаки. Позже, во время схожей атаки четырех истребителей на 111-е Хейнкели, два бомбардировщика все-же были отправлены к земле. И тут же возмездие - капитан Эскюдье пошел на вынужденную посадку, когда на его самолет набросились... "Харрикейны" ВВС Британии! И на следующий день от тех же "Харрикейнов" досталось еще одному французскому летчику - сержант Симон (Simone) был убит, а сержант Соваж (Sauvage) выбросился с парашютом...
Что касается призванных защищать небо над Парижем ночных истребителей, то их бросили на штурмовые операции. Так, 17 мая в районе Фурми (Fourmies) немецкие колонны были атакованы 24 самолетами Поте-631. Два самолета были замечены падающими - до них добрался зенитный огонь противника, а еще четыре не вернулись на базу, при чем без вести пропавшим считается командир 2/13 Пети-де-Мирбек (Petit de Myrbeck)...


Немецкие солдаты позируют на фоне сбитого Поте

Первая победа ночных истребительных частей пришлась на 18 мая, день, когда бомбардировщик Хе-111 был сбит самолетов из E.C.N. 1/13 с экипажем в составе старшего сержанта Поста (Post), капитана Трейарда (Treillard) и аджюдана Гишара (Guichard).
Стоит отметить, что "дружественный обстрел", которому подвергались французские летчики, шел не только от британских самолетов, но и с земли. Поте-63 очень часто путали с немецким истребителем Мессершмитт-110, поскольку силуэтами машины были очень похожи. За примером далеко ходить не надо 23 мая Поте-631 из E.C.N. 3/13 был сбит истребителем Блок-152 из G.C. I/1. Чтобы избежать подобных "накладок", были введены особые элементы быстрой идентификации, наносимые на Поте-63: по обе стороны фюзеляжной кокарды наносилась широкая белая полоса, а сама кокарда получила широкий белый кант (элементы эти, на деле, широкими не были - прим.переводчика).


Поте-631 готовят к разведывательному полету

В общей сложности все, оснащенные Поте-631, истребительные части одержали 17 подтвержденных воздушных побед, и к ним стоит добавить 12 побед, одержанных морскими летчиками, и получить в итоге 29 побед, одержанных на этом типе самолета-истребителя.
Общий список побед E.C.N.показывает на четыре подтвержденные и восемь вероятных побед, полученных путем потери десяти истребителей Поте-631 и гибели 11 членов экипажей этих машин. Еще 11 человек были в боях ранены.
Отчет E.C.M 1/16 говорит о трех подтвержденных и одной неподтвержденной победе. В боях было потеряно семь самолетов, два летчика погибли, двое попали в плен и шестеро был ранены.


Поте-630 из G.C.III/2

Бомбардировщики

На момент начала Германией активных боевых действий, в летном состоянии насчитывалось более десяти бомбардировщиков Поте-633 - вместе с Бреге-693 они находились в составе G.B.A. II/51 и были переведены в Этамп, где 19 мая соединились с G.B.A. I/51, получив приказ на усиление 18-го группового объединения. Между 20 и 30 мая самолеты проводили постоянные налеты на колонны немецкой техники. Бомбардировщики за это время потеряли шесть машин - №34 был сбит зенитным огнем, а экипаж попал в плен, №36 был поврежден огнем с земли и разрушился при вынужденной посадке на аэродроме Этамп, а 30 мая к югу от Амьена (Amiene) разбился №74. К 22 мая количество Поте-633 уменьшилось до десяти машин (№№12,17,18,21,23,24,27,31,41 и 50), которые находились в составе G.B.A. II/51 и II/35.


Поте-631 №48 из G.C.II/8 после вынужденной посадки зимой 1939-1940

Разведчики

Поте-637 из разведывательных эскадрилий также заплатили свою дорогую и кровавую цену войны.
Единственной частью, оснащенной исключительно Поте-637, была G.R. II/52, которая в течение 16 дней ведения боев потеряла все свои машины. В конце мая часть переоснастили самолетами Поте-63-11, а 17 июня она прибыла в Бордо для перевооружения на Блок-174. Именно на Блоки часть должна была перевооружиться с самого начала боевых действий, но процесс этот серьезно запоздал....
G.R. II/33 к 10 мая насчитывала семь Поте-637, шесть Поте-63-11 и 4 Блок-174. 18 мая часть получает дополнительно два Поте-631 из E.C.N 1/16. К концу июня в Алжире на аэродроме Мезон Бланш (Maison Blanche) остатки G.R. II/33 располагали только пятью машинами Блок-174, а все Поте были потеряны в боях или брошены при отступлении.


Поте-631 после войны, Бертиньи

Поте здорово страдали от выполнения заданий по низковысотным атакам моторизованных колон неприятеля, которые были хорошо прикрыты зенитным огнем. Отсутствие авиационного прикрытия делало такие штурмовые налеты великолепной мишенью также и для истребителей противника, которая, отдадим ей должное, работал очень хорошо. Ну и очень много Поте были потеряны на аэродромах во время внезапных налетов немецкой авиации.
Добавим к этому всему отсутствие запчастей, которое не позволяло вернуть в строй поврежденные машины, и получим очень грустную картину... Количество самолетов, находящихся в резерве, уменьшалось с катастрофической быстротой. В мае 1940 года в резерве оставалось всего 9 Поте-631, а к первому июня их осталось всего шесть...


Поте-631 во время тотальной проверки осенью 1940 года

ПОСЛЕ ПЕРЕМИРИЯ

В так называемой "свободной зоне" континентальной Франции находились следующие машины:
- 32 Поте-630
- 112 Поте-631
- 18 Поте-633
- 12 Поте-637
В Северной Африке было в общей сложности 53 Поте модификаций 630, 631, 633, и 637


Поте-633АВ2 №21 Х-740, 2-я эскадрилья G.B.A.I/51, Этамп, 20 мая 1940 года

В начале создания так называемой "авиации Виши", самолеты Поте были вновь призваны на службу. На 1 ноября 1941 года в ней находилось:
- 22 Поте-630
- 82 Поте-631
- 6 Поте-637

К октябрю 1942 года в строю оставалось только 6 Поте-630 и 64 Поте-631...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments