Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-63. Часть четвертая, заключительная

КОНЕЦ ФРАНЦУЗСКИХ ПОТЕ-63

В апреле 1945 года тройка Поте-631 (№№122, 134 и 185) из состава "приказавшей долго жить" авиации Виши были возвращены к активной боевой деятельности силами атлантического французского авиасоединения (Forces Aeriennes de l'Atlantique) для поддержки частей сражающихся с немцами.


Поте-632, Швейцарские ВВС, 1938 год

Самолеты вошли в состав GR 3/33 Перигор (Perigord), оснащенной Физлерами (Fieseler Fi-156C Storch). Машины эти в конце войны осуществляли разведывательные полеты в район острова Олерон (Oleron), и это были дневные разведчики, не оснащенные никаким фотографическим оборудованием. Когда война закончилась, самолеты были переданы в CEV (испытательный центр - прим.переводчика) в Бретиньи (Bretigny), где служили в качестве тренировочных машин до своего окончательного списания в 1947 году.


Швейцарский Поте-632 В-1, вскоре после поставки в 1938 году

ЭКСПОРТНЫЕ ПОТЕ-63


Как уже говорилось выше, Поте-63 вызвал значительный интерес иностранных вооруженных сил, ведь по состоянию на 1938 год он был вполне себе современным самолетом.


Швейцарский Поте со знаками нейтралитета, середина сентября 1941 года

Чешская компания АВИА хотела получить лицензию на выпуск самолета в модификации трехместного истребителя с двигателем Вальтер (Walter), которую назвали Поте-636. Повторим еще раз, что захват Чехословакии войсками Третьего рейха поставил крест на этом проекте.
Китай подписал контракт на покупку четырех Поте-631 и пяти Поте-633. Самолеты были уже построены, когда Франция вступила в войну и самолеты были реквизированы не смотря на то, что их уже отправили в Индокитай. В сентябре 1940 года две из этих машин участвовали в противодействии вводу японских войск в Лангшон (Lang Son). Машины выполняли разведывательные полеты над японскими колоннами во время их продвижения вглубь территории Северного Индокитая. Еще один из этих экс-китайских Поте-631 в октябре 1940 года использовался в качестве персонального самолета командующего G.A.M.42 (На самом деле G.A.A., то есть Отдельная Авиагруппа - прим.переводчика), базирующегося в Сиемреапе (Siem Reap) во время наступления войск Таиланда на южный Индокитай.


Поте-630, приобретенный Югославией

Югославия заказала две машины Поте-630 и одну Поте-631; 630-е были поставлены, а 631-й разбит во Франции во время испытаний.
Швейцария купила в 1939 году один Поте-632 и один Поте-630. 632 был специально разработанной для Швейцарии версией самолета 633 с двигателями Испано, он получил гражданский код HB-HAS, а также военное обозначение В-1. 630-й был предсерийным самолетом и поступил в ВВС, где получил код HB-HAT и В-2 соответственно. Оба самолета предназначались для всесторонних исследований, по результатам которых должно было быть принято решение о соответствии самолета требованиям швейцарских военно-воздушных сил. Не смотря на в целом положительное заключение, трудности французской промышленности, не поспевающей оснастить этим самолетом свои собственные ВВС, поставили крест на швейцарских поставках. Обе машины находились в составе ВВС Швейцарии с 1938 по 1944 год, и швейцарцы довооружили их двухпушечной гондолой, подвешиваемой под фюзеляжем.
Немцы во время наступления захватили множество Поте-63, некоторые из которых использовали потом в качестве тренировочных машин.

ГРЕЧЕСКИЕ ПОТЕ-633В2


Греческий Поте-633 из 31-й эскадрильи после вынужденной посадки, весна 1941 года

Греция сделала заказ на 24 машины Поте-63. В сентябре 1939 года, когда Франция реквизировала всю технику из зарубежных поставок, греческие Поте-633 еще не были поставлены.
Получилось, что Королевская авиация Греции (EVA) на момент вторжения итальянцев 28 октября 1940 года, располагала всего одной оснащенной Поте-633 частью, 31-й эскадрильи, действующей в составе авиагруппы (ВВС Греции были очень небольшими - прим.переводчика). Было в ней, на тот момент, восемь исправных Поте-633, расположенные на базе Ниамата (Niamata); командовал эскадрильей капитан Карнавиас (G.Karnavias), и самолеты Поте в его части получили коды с В221 по В231, В233 и В234, всего тринадцать штук.
Надо отметить, что к указанной дате уже были потеряны четыре Поте-633, при чем потери были не боевые, как, к примеру, 7 сентября 1939 года, когда экипаж погиб из-за разбившейся при посадке машины. Авиационное бомбардировочное командование состояло из 31-я эскадрильи со своими восемью Поте-633, 32-й эскадрильи с одиннадцатью Бристолями (Bristol Blenheim Mk.IV) и 33-й эскадрильи с одиннадцатью Фейри (Fairey Battle).
Во время всего периода военных действий, греческие Поте-633 использовались без передыха. Летчики, работавшие на этих машинах, продемонстрировали выдающуюся смелость и мужество, а также грамотность ведения боев с превосходящими силами противника.


Югославский Поте. На заднем плане -Де Хевилленд

Вот наиболее яркие моменты биографии этих Поте-633:
1 ноября 1940 года в конце дня тройка Поте-633 возвращалась в Иоаннию после бомбежки наземных объектов неприятеля. Две первые машины успешно приземлились на хорошо подсвеченную в условиях наступление сумерек полосу, но когда заход начал третий самолет, комендант аэродрома, испуганный возможным появлением итальянских самолетов, приказал отключить освещение. Третьему самолету пришлось уходить на запасной аэродром (Талой - Taloi). На подлете к аэродрому у самолета закончилось топливо, и пилоту пришлось сажать машину с пустыми баками, что называется, на планировании. В конце пробега по незнакомому аэродрому, Поте столкнулся с находившимся там Авро, в результат чего пилот получил серьезные травмы.


Поте-633 В235, 31-я эскадрилья Греческой Королевской Авиации, начало 1941 года

15 ноября Поте-633 В233 был сбит дружественным огнем греческой зенитной артиллерии, и старший сержант Спиридон Коватцис (Spiridon Kovatzis) погиб, а младший лейтенант Владуссис (A.Vladoussis) сумел выпрыгнуть с парашютом.
21 декабря Поте-633 В230 выполнял в интересах греческой армии разведывательный полет над южной частью Албании, когда он был перехвачен и сбит ФИАТами (FIAT G.50bis) из 154 Gruppo CT в небе над Валоной (Valona).
Экипаж выпрыгнул с парашютами, но больше их никто не видел, и от них более не было никаких известий...
30 декабря Поте-633 перелетели из базы Ниамата курсом на Лариссу (Larissa), где условия для базирования зимой были несравнимо лучше.
10 февраля 1942 года Поте-633 был над территорией Албании сбит одиночным ФИАТом 154-й Группы. Пилот французской машины, лейтенант Георгиос Страваэтос (Georgios Stravaetos) был убит.
6 апреля ознаменовалось началом операции "Марита", когда немцы, в целях спасения своих союзников-итальянцев, вторглись на Балканы. После этого количественное преимущество стран-членов Оси в боевых самолетах стало просто катастрофическим, и это не смотря на то, что грекам активно помогали британцы из состава RAF (они им и раньше помогали - прим.переводчика).
15 апреля, во время немецко-итальянского налета на Лариссу, два Поте были уничтожены на земле...


Греческий Поте-633 осенью 1940 года

Это было символом конца греческой авиации - после оккупации страны немцами о греческих Поте нет никакой информации...

ПОТЕ-633В2 ВВС РУМЫНИИ

Два контракта на покупку Поте-633В2 (по 20 машин каждый) заключило с производителем румынское правительство. Первая часть была поставлена в 1939 году - эти машины включили в состав 74-й и 75-й эскадрилий, которые входили во 2-ю Бомбардировочную Группу 2-й Бомбардировочной Флотилии.
На 22 июня 1941 года 2-я Бомбардировочная Группа была полностью боеспособна и находилась под командованием Иоана Кристеску-Куцитару (Ioan Cristescu-Cutitaru). 74-й эскадрильей командовал капитан Георге Попеску (Gheorghe D.Popescu), а 75-й - капитан Николае Балс (Nicolae Bals).
Еще 19 июня Группа была переведена с аэродрома Бузэу (Buzau) на Сихле (Sihlea), а запасным аэродромом был назначен Ботень (Boteni)
Обе эскадрильи из 2-й Группы обладали следующей техникой Поте:
- 74-я эскадрилья
1 звено: машины №№15,11; 18 и 12
2 звено: машины №№8,9 и 1
- 75-я эскадрилья
1 звено: машины №№19,4 и 13
2 звено: машины №№3, 17, 20 и 14


Поте-633 ВВС Румынии с довоенными опознавательными знаками

Вскоре самолетами ПЗЛ (PZL P.37 Los) будет оснащена Четвертая Группа, после чего она будет объединена со Второй Группой.

На момент вступления Румынии в войну, 74-я и 75-я эскадрильи были оснащены исключительно Поте-633В2, и только 16 июля в 75-ю поступило полдюжины Савой (Savoia JRS-79), выпущенных в Италии модифицированных бомбардировщиков с двигателями Юмо (Jumo), производство которых позже начнется в Румынии под маркой IAR(ИАР).

ОДЕССКАЯ КАМПАНИЯ

21 июня 1941 года Вторая Бомбардировочная Группа была поднята по тревоге, и в 20.00 было объявлено, что Румыния выступает на стороне немецко-фашистских войск в войну против Советского Союза и, совместно с немецкими войсками, начинает наступление на советскую территорию. На заре 22 июня машины из 74 и 5 эскадрилий переходят в атаку на позиции советских войск.
Первые же вылеты приводят к тому, что командир Николае Балс пропадает без вести и на его место назначается Юлиу Потора (Iuliu Potora).


Одесская кампания - He-112 эскортируют самолеты Поте-633

Вылеты становятся ежедневной рутиной и Поте-633 оказывается машиной, о которой у летчиков быстро складывается положительное мнение. Советская истребительная авиация с самого начала представляла серьезную опасность, и все бомбардировочные задания проводятся с сопровождением истребителями, будь то He-112, IAR-80 или Bf-109.
4 июля на базу не возвращается один из вылетевших самолетов, а на четырех других находят следы многочисленных попаданий пулеметного огня с земли.
28 июля, непосредственно перед наступлением на Одессу, Поте из 75-й эскадрильи переводятся в 74-ю эскадрилью, а 75-я остается целиком вооруженной Савойей. После такого перевода и связанной с ним инспекцией получается, что в летном состоянии остается всего пять Поте-633, и еще один - в ремонтных мастерских.
12 августа Поте-633 №13 возвращается из полета со значительными повреждениями, после чего отправляется на долгий ремонт.


Поте-630, используемый Люфтваффе для тренировочных полетов

20 августа еще один аппарат прерывает выполнение задания после попадания снаряда зенитной артиллерии.
27 августа звено из трех Поте-633 атакует колонны сухопутных сил в районе Мариенталь-Александергильф (Mariental-Alexanderhilf) и попадает под огонь четверки И-16, и это в условиях сильного противодействия зенитной артиллерией. Из трех машин на свой аэродром вернулись две, и обе со значительными повреждениями.
28 августа румыны проводят массовые атаки сухопутных войск в районе Катарсов-Даник-Мариенталь, после чего на базу не возвращается один Поте, экипаж которого считается пропавшим без вести.
7 сентября Вторая Бомбардировочная Группа резко усиливает свою активность, что связано с окончательным штурмом Одессы. К этому моменту встрою остается всего три самолета Поте-633.
7 и 8 сентября многие румынские самолеты оказались повреждены после массовой стычки с советскими И-16
12 сентября сбивается еще один Поте-633
17 сентября в Группе не остается ни одного боеспособного ПЗЛ
16 октября проходят последние вылеты, целью которых является Одесса


На взлет идет Поте из тренировочной Немецкой части

НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ

Румыния на восточном фронте воевала с первого дня - и после взятия Одессы остатки 2-й Флотилии были выведены на аэродром Текуч (Tecuci - это в Румынии) для "зализывания ран". В это время румынам немцы подарили девять Поте-633 из тех, что был захвачены после падения Франции. 25 сентября они были предложены румынам, после чего, как раз к выводу 2-й Флотилии, они были получены для усиления эскадрилий.
Новое Авиационное Боевое Соединение (GAL) состояло из истребительных, разведывательных и бомбардировочных эскадрилий. В его задачу входило закрытие участка восточного фронта, выделенного немцами румынам, то есть работа на Дону и в Сталинграде


Ноябрь 1942 года, район Сталинграда. Поте из Первой Группы дальней разведки

В сентябре 1942 года в Сталинград прибыла 1 Группа Дальней Разведки. В ее составе были следующие эскадрильи:
- 1 эскадрилья Дальней Разведки, состоящая их четверки Поте и шестерки Бристолей (Bristol Blenheim)
- 2 эскадрилья Дальней Разведки, оснащенная Дорнье (Dornier Do-17)
- 3 эскадрилья Дальней Разведки со своими четырьмя Поте-633

В начале декабря 1942 года все Поте и Дорнье были возвращены в Румынию, поскольку интенсивная эксплуатация с неподготовленных аэродромов в экстремальных метеорологических условиях не могла не сказаться на их состоянии.


Поте-633 №11 из Первой Группы Дальней Разведки, Сталинград, ноябрь 1942 года

Параллельно с этим была создана Третья Легкобомбардировочная Группа, состоящая из трех эскадрилий:
- 73-я легкобомбардировочная эскадрилья на машинах ПЗЛ (PZL P.23 Karas)
- 74-я легкобомбардировочная эскадрилья на машинах Поте 633 и Поте 63-11
- 81-я легкобомбардировочная эскадрилья на IAR-37

Все эти части участвовали в боях на Дону и в Сталинграде, в которых были потеряны два Поте-633.

Весной 1943 года самолеты подошли к крайней степени своей изношенности, и Поте-633 были отозваны с фронта. 3-ю Группу переоснастили на самолеты Юнкерс (Junkers Ju-87D-3) и переименовали в Третью Группу Пикирующих Бомбардировщиков.


Румынский Поте-633 на восточном фронте, 1943 год

Что до Поте-633, то, после значительного ремонта их передали в тренировочные части пилотов ночных истребителей.


JOSE FERNANDEZ


КОНЕЦ
перевод avianikitoss и alexww1

Часть первая
Часть вторая
Часть третья

Продолжение цикла о Поте-63 будет опубликовано через 2 недели
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments