Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-63-11. Часть первая

Совершенно новый разведывательно-наблюдательный самолет был создан на базе фюзеляжа Поте-63. Первоначально он рассчитывался в качестве замены устаревшим одномоторным Поте-39, Мюро-115/117 и Бреге-27 из групп наблюдения, но заменил также и Поте-542, и Блок-131 из разведывательных частей. Самолет стал правопреемником Поте-637, который оказался всего лишь временным ответом на запросы самолетов такого типа.


Поте-63-11 №287 из GR II/14, конец 1940 года

Для получения Поте-63-11 был переделан Поте-631. Кокпит самолета был полностью переконструирован, особенно это касалось носовой части. Просторная и застекленная носовая часть, предоставила наблюдателю великолепные возможности работы и шикарную обзорность. По мнению этих членов экипажа, с Поте-637 новый самолет не имел ничего общего, ведь у шестьсот тридцать седьмого наблюдатель был буквально зажат между пилотом и стрелком, его рабочее место было чрезвычайно узким, а обзорность с него оставляла желать много лучшего.


Слева - Прототип с гнутым остеклением
Справа - 63-11 №01 в Виллакубле


Прототип 63-11 впервые поднялся в небо 31 декабря 1938 года, и сразу же последовал заказ на 415 машин. На серийных самолетах, по сравнению с прототипом, была немного изменена остекленная носовая часть, ставшая более ажурной. Конструкторы посчитали, что закругленная форма носового остекления деформирует восприятие, после чего все стеклянные панели заменили на плоский, не выгнутый плексиглас.


Слева - Носовое остекление 63-11
Справа - Сборочная линия


ПРОИЗВОДСТВО

Как и прочие Поте-63, у 63-11 возникли те же проблемы с трехлопастными металлическими воздушными винтами Ратье (Ratier), производство которых не успевало за производством самолетов. И 63-11 также поставлялись с двухлопастными временными деревянными винтами, которые оказывали влияние на характеристики самолета, уменьшая скорость на 40 км/ч. Однако это не было единственной проблемой, задерживающей поставки Поте-63-11. Двигатели и вооружение также заставляли себя долго ждать, и в начале сентября 1939 года, в момент вступления Франции в войну, ВВС получили лишь пять самолетов этой марки, да и те не были переданы в части. Оснащенный двумя двигателями Гном-Рон (Gnome-Rhone 14M) с винами Ратье 1527/8 или GR 2190/1, с топливными баками на 950 литров (с января 1940 года емкость баков увеличат до 1120 литров), дальность самолета составляла 1700 километров.


Слева - Нижняя часть фюзеляжа. Хорошо видно остекление и гондола с вооружением
Справа - №211 из GR I/52


Сперва вооружение состояло из одного курсового и одного турельного пулемета, который прикрывал заднюю верхнюю полусферу. Для защиты задней нижней полусферы устанавливался третий пулемет - MAC-34. В первом семестре 1940 года на части машин Поте-63-11 вооружение было усилено - вместо одного курсового пулемета в подфюзеляжную гондолу установили три. Некоторые самолеты получили также четыре подкрыльевых пулемета и четыре бомбы весом 50 килограмм каждая. Все вышеперечисленное дало возможность этому самолету производить штурмовые атаки...


Поте-63-11 №156 из GR II/33, 1940 год

Масса пустого самолета, составлявшая 3136 килограмм, при полной загрузке увеличивалась до 4530 килограмм. Практический потолок составлял 8500 метров, максимальная скорость, на уровне земли равнявшаяся 337 км/ч, на высоте 4000 метров поднималась до 425 км/ч.

НА СЛУЖБЕ


Слева - Разборка на запчасти (каннибализация) одного из 63-11
Справа - Подготовка к утреннему вылету


На 14 марта 1940 года получение машин Поте-63-11 происходило следующим образом:
- всего получено 459 аппаратов, из них:
- 217 с двигателем Гном-Рон 14М6/М7 и воздушным винтом GR
- 95 с двигателем Гном-РОн 14М4/М5 и воздушными винтами Левассер
- 147 с двухлопастными деревянными винтами Ратье
294 из них были переданы в части, а 49 оставались в ремонтных мастерских, где получали дополнительное вооружение.

Части, получавшие новые Поте, были, по большей части, разведывательные (109 машин), а также наблюдательные (42 машины). Еще 33 аппарата были переданы в AFN (Французская северная Африка), а 19 отправлены в Сирию.


Слева - Фотография перед полетом
Справа - "Временный" двухлопастной деревянный винт


Не смотря на задержки в получении Поте-63-11, общее их количество было довольно внушительным в сравнении с другими типами самолетов, стоявших на вооружении ВВС Франции, и превосходило количество Блок-174, Амио-351 и Амио-354, а также импортируемых их Америки Мартинов-167 Мерилендов.


Поте-63-11 №450 из GR I/52, апрель 1941 года

Первыми получили новые самолеты в GR II/33, оснащенной Поте-637. 63-11 №№45, 153, 154, 156, 165 и 189) заменяли в ней потерянные или списанные машины. Надо отметить, что новую машину ждал довольно мягкий прием, и особенно довольны были наблюдатели, получившие возможность выполнять свою работу с больше эффективностью. А вот у летчиков энтузиазма было гораздо меньше - они быстро поняли, что самолет потерял в маневренности, а также стал немного медленнее предшественника.


Слева - 63-11 №287 из GR II/14
Справа - Экипаж занимает места перед вылетом


Разведывательные эскадрильи, разбросанные по разным Армиям, для работ в интересах штабов крупных войсковых соединений получили по шесть поте 63-11:
- VII-я Армия: GR I/35 в Сент-Омер-Визерне (Saint Omer Wizernes)
- I-я Армия: GR I/14 в Сен-Симон-Кластр (Saint Simon Clastres)
- II-я Армия: GR II/22 в Шатель-Шеэри (Chatel-Chehery)
- III-я Армия GR I/22 в Мец-Фрескати (Metz-Frescaty)
- IV-я Армия: I/36 в Мартини-ле-Гербонво (Martigny-les-Gerbonveaux)
- V-я Армия: II/36 в Нёшато-Азело (Neufchateau-Azelot)
- VIII-я Армия: I/55 в Люр-Мальбуансе (Lure-Malbouhans)
- Альпийская Армия: II/14 в Валансе (Valence)
- VI-я Армия (резерв): II/55 в Шамбаран-Марсийолье (Chambarand-Marcilloles)


Слева - Хороший вид на 63-11
Справа - В полете 63-11 из GR II/14, зима 1940/1941


Параллельно этому, начиная с декабря 1939 года, на Поте-63-11 начинают заменять старые одномоторные самолеты в GAO. Двенадцать групп получают по девять новых самолетов каждая, а 26 эскадрилий из других частей - по шесть машин каждая. Свои наблюдательные миссии они проводят по заданию штабов армейских корпусов, а также механизированных частей:
- VII-я АРмия: GAO 501, 516 и 552
- I Армия: GAO 503, 504, 505, 502 и 544
- IX Армия: GAO 511, 547, 2/551, 545, 4/551
- II Армия: GAO 2/529, 510, 518, 507
- III Армия: GAO 2/506, 1/506, 2/508, 1/551, 3/551
- IV Армия: GAO 509, 520
- V Армия: GAO 548, 512, 517, 553, 546 (резерв)
- VIII Армия: GAO 543, 513, 1/584, 2/514, 1/514
- Резерв: GAO 581, 582, I/589; GAM 550 (смешанная авиагруппа)


Наблюдатель занимает свое место в носу самолета

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Posts from This Journal “франция” Tag