Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-63-11. Часть вторая, заключительная

ФРАНЦУЗСКАЯ КАМПАНИЯ

В мае 1940 года в полностью готовом для выполнения заданий состоянии находилось 238 самолетов из 396, переданных в разведывательные эскадрильи. И это вместо предусмотренных предвоенными планами 860-ти аппаратов. Но эти машины и их экипажи выполнили гигантскую работу, в ежедневном режиме сообщая в Генеральный Штаб обо всех передвижениях войск противника. Их задания дорого обходились разведывательным частям, поскольку господство в воздухе принадлежало немецкой авиации, и французы несли очень существенные потери.


Поте-63-11 №12, 2-я эскадрилья GR II/22, Монпелье, начало 1943 года

Вспомним, как 12 мая 1940 года в 9.30 утра одинокий Поте-63-11 из II/22, выполнял разведывательный полет и сообщил, как немецкие моторизованные колонны выходят в район Буйона и начинают движение к Седану. К несчастью, вовремя проинформированный Генеральный Штаб, никак не среагировал на это сообщение, поскольку был убежден, что это дезинформация, и "настоящее" наступление начнется через равнинную Бельгию.


Слева - Обломки Поте-63-11 из 2-й эскадрильи GR I/52
Справа - 63-11 с дополнительным вооружением под крыльями


Надо сказать, что большие потери не были связаны исключительно с действием истребительной авиации, вражеские бомбардировщики уничтожили множество французских самолетов на земле, а аэродромы, расположенные поблизости лини фронта, надо было выводить, перегонять машины, что провоцировало, конечно же, неразбериху и большие потери из-за аварий. Поврежденные самолеты, которые в условиях мирного времени можно было отремонтировать, бросались во время срочной эвакуации из-за невозможности их вывезти к мастерским, которые, в свою очередь. испытывали колоссальную нехватку запасных частей. По этой причине только за май-июнь 1940 года было потеряно порядка 400 Поте 63-11.


63-11 после вынужденной посадки

Приведем в пример GAO 510, которая за шесть недель совершила двадцать пять боевых вылетов, в которых потеряла шесть самолетов. Добавим сюда еще шесть, потерянных на земле во время вражеских налетов и отметим, что за все это время часть сменила 14 аэродромов.
GAO 501, получившая, в общей сложности, 13 Поте-63-11, имела еще несколько оставшихся на вооружении Мюро-115. Три Поте и два Мюро были потеряны в боях, в еще 8 Поте, поврежденные на земле, были брошены при отступлении. Людские потери также были высокими - семеро убитых, трое раненых и трое попавших в плен. И все это за май-июнь 1940 года.


Слева - 63-11 после вынужденной посадки
Справа - Поте-63-11 АХ673 из Второго Французского Истребительного Флайта, Хайфа, декабрь 1940 года


Потери GR II/33 были не столь впечатляющи, однако она потеряла убитыми 14, раненными 5 и пленными 11 человек своего летного состава. Всего часть выполнила 186 боевых вылетов, из которых на разведку пришлось 127, сделав в общей сложности 12 000 фотографий и налетав за это время 885 часов.

Подчеркнем, что не смотря на такие потери, Поте-63-11 модно признать надежной машиной, а иногда даже и опасной для немецких истребителей. К примеру, в GAO 543 9 июня 1940 года разведчик Поте с усиленным вооружением (7 курсовых пулеметов) вступил в бой с семью немецкими Bf-109 и сбил три из них, после чего у него закончились патроны и оставшиеся Мессершмитты расстреляли французский самолет в воздухе...


63-11 №373 в руках гитлеровцев

ПОСЛЕ ПЕРЕМИРИЯ

В неоккупированной зоне на момент заключения перемирия оставался 331 Поте 63-11, 251 во французской северной Африке и 17 в Сирии. Около десятка машин перелетели в Великобританию и начали воевать в составе ВВС Свободной Франции (F.A.F.L.)
Из этой десятки две машины оказались в Палестине в составе French Fighter Flight №2 (Второй Французский Истребительный Флайт) и базировались в Хайфе. Помимо этих машин, в составе FFF были три перелетевших из Сирии Морана-406, которые до весны 1941 года участвовали в полетах в дельте Нила.


Завод SNCAN после бомбардировки союзникам 3 сентября 1943 года

Две части из состава авиации Виши находились в Сирии в 1941 году. В мае 1941 года, в период, когда немецкие и итальянские самолеты зачастили в Ирак используя аэродромы, порты и железную дорогу Леванта, значительно накалились отношения между Францией и Англией. Поте регулярно вылетали на разведку и фотографирование британских территорий, и два из них были повреждены в районе Дамаска (Damas) во время обстрела зенитными пулеметами британцев. 8 июня, во время начала наземных боевых действий, GR II/39 и GAO 1/583 располагали, соответственно, 12 и 5 самолетами Поте 63-11, еще 3 машины были получены уже в процессе кампании. Всего три разведчика будут сбиты, 7 машин уничтожено на земле и 10 повреждено и брошено...
Некоторые их захваченных машин будут затем использоваться ВВС Свободной Франции в Леванте в 1942/1943 годах, в частности, так будет в летной школе в Райаке.
В метрополии авиация Виши располагала значительным количество машин, в частности, ими были полностью оснащены GR I/14, II/14 и II/22. В северной Африке GR I/36 находилась в Алжире, реформированная I/52 в Марокко, а GB II/63 во Французской Западной Африке (AOF). 8 и 10 ноября 1942 года произошли схватки с американцами, в которых I/52 потеряла три машины в воздухе и восемь на земле, а I/36 после нескольких развед полетов заявила о трех поврежденных аппаратах. В декабре 1942 года обе авиагруппы из французской северной Африки были распущены, а в сентябре 1943 прошла перевооружение и группа из французской западной Африки.
Расположенная на Мадагаскаре 555-я разведывательная эскадрилья получила в мае 1941 года усиление из 7 Поте-63-11 к имеющимся уже Поте-25. Одну из новинок очень быстро разбили, а в мае 1942, когда на остров высадились британцы и 63-11 выполняли разведывательные полет, было потеряно три машины в воздухе и еще три разрушено на земле.
В ноябре 1941 года ВВС Виши имела в своем распоряжении 236 Поте-63-11, а через год это количество сократилось до 114 машин.


Слева - Доработанный немцами Поте-63-11
Справа - 63-11 из румынского заказа


МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

После перемирия Поте-63-11 получила всего одна часть морской авиации. Речь о 4BR из алжирской Блиды (Blida). Сначала она была вооружена Мартинами-167 Мериленд, но, по рекомендации ВВС, в октябре 1941 года была перевооружена на 63-11. Всего до момента ее роспуска в 1943 году, на вооружении 4BR находилось девять Поте. Все, что осталось после роспуска, было передано в состав ВВС.

ПОТЕ В ЛЮФТВАФФЕ


Поте-63-11 RC + ZF, люфтваффе, 1942-1943

После перемирия июня 1940 года немцам досталось 80 аппаратов, которые находились на завершающей стадии готовности на конвейере в Меоте. Люфтваффе приняло их на службу и использовало в качестве учебных и связных самолетов. В 1942 году главный конвейер завода был заново запущен и по заказу немцев изготовил 120 самолетов, но сделано это было исключительно из существовавшего задела деталей. Часть этих машин была перепродана в Румынию и Венгрию.
В ноябре 1942 года немцы забрали себе 134 Поте из авиации Виши, после чего добавили их к уже имеющимся и предназначенным на перепродажу аппаратам.

63-11 В РУМЫНИИ


Поте-63-11 №145, ВВС Румынии, 1942 год

В апреле 1942 года в Румынию поступила первая партия из двенадцати машин. Самолеты эти несли еще французские номера, и все были переданы в третью летную школу в Брашове (Brasov). Предназначались эти самолеты для тренировок и отработки бомбометания.
Следующие Поте 63-11 были переданы 74-й легкобомбардировочной эскадрилье, в которой к тому моменту уже находились Поте-633. Эта эскадрилья входила в состав Третьей Легкобомбардировочной Группы и использовалась в Сталинграде. Основной задачей этой эскадрильи была штурмовка позиций противника и разведка, и выполнялось это до весны, когда все французские машины были отведены в тыл, а на переднем крае их заменили Юнкерсом-87D3.
В Румынии же все Поте были переданы в тренировочные части ночных истребителей.

63-11 В ВЕНГРИИ


Поте-63-11 G.717 ВВС Венгрии

В 1943 у Венгрии, желавшей получить у III Рейха новые самолеты для Королевских ВВС Венгрии, начались сложности из-за того, что импортировавшая продовольственную и индустриальную продукцию из этой страны Германия не платила по своим обязательствам. В счет этого немцы приняли решение поставить своим союзникам боевую технику, предназначенную для частей Люфтваффе - и в начале 1944 года партия из 31 самолета Поте-63-11 прибыла в Венгрию в рамках реализации заказа на тренировочные самолеты. Помимо Поте в этот заказ входили также и Кодроны (Caudron Aiglon и Caudron Simoun), тоесть машины, использование которых на фронте было невозможно. В это же время в Венгрии началось производство Мессершмитт-210, и все французские машины решили направить на обучение пилотов, которые затем станут летать на этих двухмоторных аппаратах.
Поте получили обозначения начиная с G.7 + 01 и далее, а местом их базирования был выбран Ферихедь (Ferihegy - сейчас это аэропорт имени Ференца Листа в Будапеште). Когда 13 апреля 1944 года эту базу разбомбили американцы из 15-х ВВС, разрушенными оказались 18 самолетов Поте. Тотальное отсутствие запчастей сделало невозможным восстановление этих аппаратов, а в ноябре, когда советская армия подошла к Будапешту, самолеты были переведены на запад Венгрии. Окончательно разрушены они были в апреле 1945 года во время бегства из страны немецких солдат...


Поте-63-11 захваченный итальянцами в 1943 году

КОНЕЦ

JOSE FERNANDEZ
Перевод avianikitoss и alexww1
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments