Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Неизвестный французский гидросамолет. Продолжение.

ВОЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОЛЕТА

Первые CAMS-37 поступили в военно-морскую авиацию в эскадрилью 4S1, экс-4R1, базирующуюся в Karouba, Тунис. Произошло это в июне 1928 года. К 1 мая 1932 года ими было вооружено три подразделения, как говорили тогда «боевых подразделения», 2S1 (Brest), 3S1 (Hyeres), 4S1 (Karouba), а также некоторые учебные и вспомогательные службы. Общее количество машин составляло тогда 72 экземпляра, из которых 48 CAMS-37A, 3 CAMS-37E и 21 CAMS-37Lia. Кроме того, к этой дате на конвейере находилось еще 54 самолета, заказанные военными (29 CAMS-37A и 25 CAMS-37E), при чем Министерство Обороны не было в полной мере удовлетворено этой машиной, что видно из заявления Генерального Штаба о том, что "это довольно посредственный самолет – особенно на взлете, великолепный в воздухе, однако с явно хлипким фюзеляжем и плохой проработкой конструкции"... Отметим, что при своем рождении те же проблемы испытывал и CAMS-33, и слова критики были тогда точно такие же... Тем не менее, через несколько лет, в 1936 году, Адмиралтейство не упустило возможности отметить в ноте Военно-морскому министру, что CAMS-37E по общему мнению "выдающийся учебный самолет, и его использование не приносит никаких проблем". В пожеланиях Генштабу указывалось на необходимость его дальнейшего использования, поскольку он занимал четкую нишу между F.B.A. и гидросамолетами средней тоннажности.


Слева - CAMS-37A, летная школа Hourtin
Справа - CAMS-37A с крейсера "Jeanne d’Arc" (обозначения, использовавшиеся с 1932 по 1935 год)




В феврале 1936 года на службе еще находилось 47 CAMS-37A, 35 CAMS-37E и 16 CAMS-37Lia. Но к январю 1939 года лишь 20 из них находились в летном состоянии, поскольку примерно такое же их количество было уже выведено из эксплуатации и постепенно заменялось на новую модель – CAMS-55. С момента своего принятия военно-морской авиацией, CAMS-37 выполнял и роль "стандартного учебного самолета", и роль "самолета связи", при этом применялся не только в стандартных летных школах и связных подразделениях, но и на авианосце «Bearn», гидроавианосце «Commandant Teste» (эскадрилья 7В2) и учебном крейсере “Jeanne-d’Arc”. Также он находился на вооружении двух подразделений, сильно удаленных от метрополии: первое, без номера, было создано в 1930 году в Saigon-Cat-Lai на реке Donnai (имело в своем составе один CAMS-37Lia и 6 CAMS-37A) и было известно как «Эскадрилья Calao» из "Cochinchine", а второе – Е8, оснащенное лишь одним CAMS-37E и находящееся в Океании, в Papeete.


Слева - CAMS-37A из 3S1 в Hyeres. На фото хорошо заметна эмблема эскадрильи – черный спрут.
Справа - CAMS-37A из 3S1 в B.A.N. в Hyeres


В октябре 1933 года с военно-морской базы Cat-Lai в ведение ВВС, которые разместили там "5-ю эскадрилью", был передан один гидросамолет CAMS-37. Это отдельное подразделение относилось вначале к Группе Эскадрилий Воздушной Армии Кохинхины (Cochinchine), которая в недалеком будущем будет располагать восемью CAMS-37A и двумя CAMS-37Lia. Начиная с 1936 года она начинает перевооружение на CAMS-55, а затем и на Loire-130.
В производственной программе завода из выпущенных в 1938 году 37 машин 17 аппаратов CAMS-37/11 предназначалось для ВВС, а 14 CAMS-37E для военно-морской авиации – это выровняло процентное соотношение заказов между сухопутными войсками и моряками. В феврале и марте 1939 года десять последних CAMS-37/11 сходят с конвейера завода в Sartrouville. Эта поставка выполнялась в соответствии с заказом 1938 года и являлась последней в производственной программе по этому выдающемуся маленькому самолету-наблюдателю и "школьной парте", детищу фирмы CAMS, а точнее ее конструктора Maurice Hurel...


Слева - Июль 1937 года. Lanveoc-Poulmic. CAMS-37A из 2S1
Справа - 1 октября 1933 года. Инспекция самолетов (CAMS-37E и FBA-17 Schreck) в летной школе в Hourtin


После начала войны, 3 сентября 1939 года, военно-морская авиация имела в наличии 60 самолетов CAMS-37, однако доступна для боевых вылетов была дай бог половина из них. В итоге это самолет числился только в четырех боевых подразделениях, да и те были "вспомогательными", сформированными после начала боевых действий как учебные школы на базах 1S2 (Cherbourg), 2S2 (St.-Trojan), 2S4 (Lorient), а также в Океании, в Подразделении Береговой Охраны Таити (5S1, будущая 8S5, база в Papeete). На момент начала войны в этих подразделениях числились в основном старые самолеты, выполнявшие помимо учебных миссий еще и тянувшиеся неимоверно долго наблюдательные полеты. Эти самолеты присутствовали также в Отделениях Обучения, связи и обслуживания в Cherbourg, Lanveoc-Poulmic, Hourtin, Rochefort, Hyeres, Berre, Saint-Mandrier, Aspretto и Karouba. Несмотря на свою старость, самолет все еще продолжал интересовать Военное министерство, главным образом потому что в войсках ощущалась явная нехватка гидросамолетов берегового наблюдения, а новые современные машины запаздывали… Принимая во внимание все эти тонкости, в октябре 1939 года Министерство морского флота заказала для своего авиационного департамента 20 самолетов CAMS-37E. Оно подтвердило свой выбор дополнительным описанием желаемого аппарата, в котором говорилось о "самолете простой конструкции с деревянным фюзеляжем, который мог быть построен в кратчайшие сроки, оснащен имеющимся в наличии двигателем и поставлен в войска".


Слева - CAMS-37A №124 из эскадрильи в Donnai «посажен» летчиком – lieutenant de vaisseau (Кап-Лей по-нашему) Menes
Справа - Sartrouville, 1 апреля 1938 года. Линия по изготовлению и сборке гидросамолетов CAMS-37E.


Заказ этот был аннулирован сразу после Перемирия. После завершения боевых действий из состава ВВС вывели еще 19 машин, определив их по решению оккупантов на склады в Berre, Toulon, Karouba и Port-Lyautey, где их со временем должны были разобрать. Кроме метрополии, CAMS-37E находились на Таити в составе соединения, которое продолжило боевые действия в составе Свободной Франции.
По решению Комиссии по Перемирию в период с сентября 1941 по ноябрь 1942 года четыре самолета были переданы в летную школу Frejus-Saint-Raphael – необходимо было тренировать пилотов и офицеров для морской гидроавиации, вернее для той ее части, что разрешалась Комиссией по Перемирию. Вполне возможно, что этот факт стал последним в истории CAMS-37 – самолета неизвестного, но позволившего целому поколению курсантов стать полноценными пилотами гидроавиации…


Слева - 1937 год. CAMS-37 (№60) с крейсера “Jeanne d’Arc’ разбит во время рулежки в неспокойном море.
Справа - Крупный план на носовую часть CAMS-37A из эскадрильи в Donnai. Можно рассмотреть достаточно много мелких деталей, шпигаты, носовую часть, переднюю кромку крыла


ГРАЖДАНСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОЛЕТА

Два экземпляра самолета были погружены на пакетбот "L’Ile de France", принадлежащий компании "Companie Generale Transatlantique". cams-37Lia №16 (F-AJHM) и CAMS-37Lia №46 (F-AJHR) начали свою работу в 1929 году в качестве почтовых самолетов. Работая в сотнях километров от Нью-Йорка они экономили целый день в сроке доставки почты морем.

ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ - ПОРТУГАЛИЯ

Португалия сделала заказ на восемь CAMS-37A, которые были доставлены в страну морским путем в октябре 1927 года. Один из самолетов был амфибией, оборудованной убирающимися шасси, установленным на нижнем крыле. Сначала местом их базирования был CAN (Центр Военно-морской Авиации) в Bom Sucesso.
Самолеты получили идентификационные номера с 38 по 45, которые наносились черной краской в носу фюзеляжа примерно на уровне кабины пилота. Самолеты были целиком выкрашены в серый цвет, опознавательные знаки "Cruz de Cristo" наносились ровно на тем места на крыльях, где располагались французские кокарды, а португальский флаг наносился на руль поворота. Позади крыльев на фюзеляж наносилась диагональная полоса, белая на всех самолетах, кроме №45, где она была двухцветной – красно-белой. На этой полосе наносилась еще одна цифра – по некоторым данным она означала порядковый номер самолета в заказе на фирме CAMS (№38 нес единичку, №39 – двойку, №40 – тройку и так далее). Четыре из этих самолетов активно использовались в войне против революционеров на острове Мадейра (Madera) в апреле и мае 1931 года. Самолеты действовали с базы на острове Porto Santo. Во время одного из вылетов самолет №44 получил повреждения от огня с земли.


В полете португальский CAMS-37A №40 (цифра 3 на белой полосе вокруг фюзеляжа)


CAMS-37A, военно-морская авиация Португалии. Восемь самолетов этого типа использовались в этой стране с 1928 по 1935 год.

В 1935 году один из самолетов перевели в CAN в Aveiro, S.Jacinto, где он был списан через восемь лет.

Gerard Bousquet
при участии Jose Fernandez
перевод Никиты Донцова

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: cams, авиация, франция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments