Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Немного о E.III - часть первая

Третьи Фоккеры использовались не только на Западном и Восточном фронтах, они воевали в Македонии, Болгарии и Турции, а военно-воздушные силы Австро-Венгрии привлекали эти машины для проведения операций на итальянском фронте. Применялись также эти машины немецким и австро-венгерским флотом. Из всей линейки айндеккеров, то есть Фоккеров с E.I по E.IV, самым массовым стала модификация E.III


Фоккер A.III (E.III) 03.42 гауптмана Берната, Айшевица, февраль 1916 года

В большинстве случаев Фоккеры не были камуфлированными (Тут автор имеет в виду не камуфляж, а окраску вообще - прим.переводчика), и сохраняли оригинальные цвета тех материалов, из которых были построены. Конкретнее говоря, это светлый цвет неокрашенного полотна и полированный металл. Еще не стоит забывать, что неокрашенные поверхности самолета (это относится в основном к фюзеляжу) очень быстро теряли лоск, становясь грязными и потертыми, а металлический блеск носовой части, отделанной полированным металлом, иногда на старых фотографиях кажется гораздо более темным, чем оно было на самом деле. Такая, вызванная бликами, необычность цветов может легко быть принята за камуфляж самолета.

Отметим, что очень небольшое количество турецких E.III и несколько аппаратов австро-венгерской морской авиации имели все-таки подобие камуфляжа - общую одноцветную окраску. Насчет австро-венгров четко не известно, но вполне вероятно, что они были окрашены только в 1916 или 1917 годах. Также вполне вероятно, что некоторое незначительное количество Фоккеров могло нести цвет Фельдграу (Feldgrau), используемый, к примеру, бомбардировочными частями (Kagohl) на машинах класса "G". Некоторые авторы безосновательно заявляют о существовании специальной серого цвета ткани, которой обтягивались самолеты Фоккер - это не так. Еще отметим, что всего три машины из общего чиста Фоккеров были, в порядке эксперимента, обтянуты Целлоном, полностью прозрачным материалом. Делалось это исключительно в экспериментальных целях.


Фоккер A.III (E.III) 03.45, Флик 18, Восточная Галиция, октябрь 1916 года

Говоря о персональных эмблемах летчиков и эскадрилий отметим большое количество различных вариантов полос и шрифтов для написания номеров. Однако, что странно, такие элементы встречаются, в основном, на ранних модификациях машины - E.I и E.II. То, что E.II и E.III оснащались двигателем с совершенно одинаковыми размерами (вообще говоря это вообще был один и тот же самолет с одним и тем де двигателем и вся разница была в мелких деталях вооружения и бензо-/маслосистемы - прим.переводчика), отличить одну модификацию от другой чрезвычайно сложно, а, если имеется только фотография левого борта, то иногда и не возможно, поскольку металлические детали, отличавшие E.II от E.III, устанавливались на правой части фюзеляжа, и вызвано это было различием элементов вооружения машин. Большое количество историков очень плохо различают эти модификации самолета, что провоцирует неразбериху и ошибки с распознаванием эмблем и серийных номеров на этих айндеккерах.

Однако мы отвлеклись и нам предстоит перейти непосредственно к окраскам. Самолет с неизвестным серийным номером и перфорированной лобовой частью капота, имевший дополнительные ОЗ по типу пфальцевских на рулях высоты, был машиной Леопольда Анслингера, но которой он летал летом 1916 года в составе FFA 54 на Восточном фронет в Галиции (подробнее о нем мы говорили здесь - прим.переводчика).


Гауптман Йозеф Чейнек на Фоккере A.III (E.III) 03.45

Фоккер E.III 608/15 принадлежал Фоккерштафелю "Запад" (Fokkerstaffel West - одна из полуофициальных истребительных частей, существовавших до начала формирования ягдштаффелей, эти части более известны как Команды Боевых одноместников (Боевой одноместник – это ранний термин для обозначения самолетов-истребителей), или сокращенно KEK - прим.переводчика) и использовался во Франции в зоне 7-й Армии. Эта временная часть базировалась неподалеку от фермы Ле Фо (Le Faux) около Куси (Coucy), и состояла из четырех машин, управляли которыми пилоты из FFA 7, 11 и 39. E.608/15 был машиной лейтенанта резерва Йозефа Якобса, одержавшего в общей сложности 47 побед. 12 мая 1916 года именно на этом самолете он одержал первую свою подтвержденную победу, сбив французский Кодрон (Caudron) неподалеку от Анизи-Эйзи (Anizy-Eizy). Это же является и первой победой Фоккерштафеля "Запад", и потому победа Якобса была отмечена со всеми надлежащими почестями. Его однополчане соорудили лавровый венок и прислонили его к кабанным стойкам на носу самолета. 21 числа Якобс вновь поднял свою машину в небо в сражении с Кодроном G.IV, и мог бы сбить его, но победу отнесли на счет лейтенанта Айтель-Фридрих-Рюдигера фон Мантойффеля (Eitel-Friedrich Rüdiger von Manteuffel), командира Фоккерштафеля "Восток" (7-я Армия) и летавшего на более мощном Фоккере E.IV (Мантойффель в том бою добрался до цели раньше, и Якобс атаковал уже снижающегося противника, потому победу и засчитали Мантойффелю. К тому же Йозеф был там просто в гостях... - прим.переводчика). Якобс же, после кратковременного использования новой мощной машины, в июне 1916 года вернулся к своему любимому 608/15, на котором и пролетал весь июль.


12 мая 1916 года, ферма Ле Фо, празднование первой победы Йозефа Якобса и всего Фоккерштафеля "Запад"

Показываемый нами Фоккер E.III 608/15 представляет собой машину по состоянию на 12 мая 1916 года. Фюзеляж сильно грязный, при чем до такой степени, что надпись "Fok.E.III.608/15" на борту самолета еле просматривается. Аппарат целиком покрыт полотном и несет, как в начале карьеры, опознавательные кресты старого образца в шести позициях (так было на все партии самолетов с 601/15 по 636/15). Скорее всего, во время текущего ремонта кресты на поверхностях машины были заменены на таковые более позднего образца. Отметим также неестественную величину креста на фюзеляже (он больше, чем обычно), что, безусловно, является результатом произведенных в мастерских доделок и переделок.

Один из 22-х военно-морских Фоккеров E.III, имевший заводской номер 480, без всякого сомнения использовался лейтенантом флота Готтхардом Заксенбергом (Gotthard Sachsenberg), в общей сложности одержавшим 31 воздушную победу. Он и сфотографировался на борту своей машины, и из этой фотографии мы узнаем, что флотский серийный номер самолета было LF196 (LF обозначало "Самолет наземного базирования" или Land Flugzeug) и что самолет был целиком обтянут некрашеным полотном. Можно отметить и необычности в обозначениях на этой машине: крылья несут кресты старого варианта, с утоньшением к середине и утолщением на краях, а на фюзеляже и руле направления крест нанесен последнего варианта...


Фоккер E.III LF-196 пилота морской авиации Заксенберга, весна 1916 года. Отметим отсутствие колпаков

Заксенберг свое знакомство с айндеккером начал в Майнгейме, где была учебная часть, в которой проходило переучивание на одноместники, а в апреле 1916 он вернулся во II-й MFFA в Мариакерке (Mariakerke) во Фландрии, где и принял командование (не принял, на самом деле - прим.переводчика). Летал он в тот период на Фоккере LF196, который был его машиной еще со времен Маннхайма. Первой своей победы летчику пришлось ждать до 1 мая 1917 года, до момента, когда он был уже произведен в командиры морского истребительного штаффеля (на самом деле он эту эскадрилью и сформировал - прим.переводчика) и летал на Альбатросе D.III, отправив "в архив" свой моноплан Фоккер-айндеккер.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: fokker, авиация, австро-венгрия, германия
Subscribe

Posts from This Journal “германия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments