Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Фон Недьеш эт Рено

Рудольф Сепешши-Шоколль барон фон Недьеш эт Рено был высоким красавцем, чья открытая улыбка и чувство юмора очаровывали всех, кому посчастливилось служить вместе с ним. Он был прирожденным и храбрым кавалерийским офицером, воздушным наблюдателем и пилотом. Он одержал пять подтвержденных побед и получил множество наград. В конце концов он пал в бою против лучшего аса Италии.


Сепешши-Шоколль (Szepessy-Sokoll) Фрайхерр фон Недьеш эт Рено Рудольф

Сепешши-Шоколль был стопроцентным мадьяром. Он родился в Венгрии в 1891 г., и оба его родителя также были венграми. Когда в 1914 г. началась война, он поступил в звании фенриха в австро-венгерский гусарский полк №1. За первый год войны он хорошо зарекомендовал себя в наземных боях на Восточном фронте. 14 декабря 1914 г. его превосходная служба была отмечена наградой – Серебряной Медалью "За храбрость", 1-го класса. В первый день нового 1915 г. Сепешши-Шоколль был произведен в лейтенанты. Три месяца спустя он был награжден Бронзовой Медалью Военных Заслуг.

Летом 1915 г. он подал прошение о переводе в армейскую авиацию, и в конечном счете был принят. Поначалу он был направлен в тренировочную часть в Фишаменде, где прошел подготовку на офицера-наблюдателя. К концу сентября 1915 г. Сепешши-Шоколль получил распределение во Flik 17, которая дислоцировалась на южном участке Тирольского фронта, на аэродроме Гардоло, около трех миль к северу от Тренто.
Командиром этой эскадрильи был Ойген Штайннер-Гёльтль Эдлер фон Ауринг. Эта авиачасть была эскадрильей многоцелевого назначения, и выполняла много заданий различного характера. Самолеты, состоявшие на вооружении данного Flik, представляли собой разнотипные двухместные бипланы. Чуть позже в эскадрилью поступили несколько самолетов-истребителей, осуществлявших эскортирование двухместных машин на их многочисленные задания. Уже через короткое время Сепешши-Шоколль проявил себя во Flik 17 как весьма умелый наблюдатель.


Сепешши-Шоколль (слева) со своим пилотом, цугсфюрером Филиппом Постлом, Flik 17, аэродром Гардоло, февраль 1916 г. Этот экипаж на самолете Lohner "J" B VII 17.36 принял участие в знаменитом налете на Милан 14 февраля 1916 г., в ходе которого они одержали свою первую победу. В совмещенной большой кабине экипажа на месте наблюдателя хорошо виден пулемет Schwarzlose M7/12 с большим кожухом водяного охлаждения.

14 февраля 1916 г. Сепеши-Шоколль принял участие в том, что можно назвать первой в истории стратегической бомбардировкой. В общей сложности десять двухместных самолетов типа Lohner и Lloyd из состава Fliks 7, 16 и 17 были объединены для проведения дальнего налета на цели расположенные в городе Милане. Каждая машина несла большое количество горючего, а также 80 килограмм бомб различного калибра, выпущенных на предприятии Skoda. Сепешши-Шоколль, вылетевший на самолете Lohner “I” B VII 17.36 вместе с цугсфюрером Филиппом Постлом, поднялся в воздух с аэродрома Гардоло практически перед рассветом. 110-мильный полет к Милану был выполнен без инцидентов, хотя перелет через Альпы и вызывал некоторое беспокойство, поскольку практический потолок бипланов Lohner лишь незначительно превышал высоту горных вершин, над которыми проходил маршрут задания. Итальянский зенитный огонь над Миланом был активный, но безрезультатный. Несколько итальянских самолетов поднялись в воздух для перехвата бомбардировщиков, но единственным результатом этого был один потерянный итальянский двухместный Caudron, сбитый комбинированным огнем трех австро-венгерских самолетов, включая машину Сепешши-Шоколля. Возвращение на Гардоло также прошло без потерь.

За свою образцовую службу в составе Flik 17, Сепешши-Шоколль был награжден в июне 1916 г. Серебряной Медалью Военных Заслуг.


Albatros D II (Oef) 53.11, Flik 3, Россия, сентябрь 1917 г. На этом самолете Сепешши-Шоколль одержал свою вторую победу. Белое поле фюзеляжного креста встречалось довольно редко. Обращает на себя внимание ровная как стол местность, что очень сильно контрастировало с гористым ландшафтом на большей части Итальянского фронта.

В сентябре наш венгерский авиатор начал подавать прошения направить его на обучение на пилота. Через некоторое время пришел благоприятный ответ, и Сепешши-Шоколль был направлен во Fliegereinsatztruppe. Вскоре после прохождения курса подготовки, 31 марта 1917 г. он получил свой знак пилота армейской авиации.

В начале апреля 1917 г. Сепешши-Шоколль получил назначение во Flik 10, эскадрилью многоцелевого назначения, базировавшуюся на аэродроме в Поруцке, на Восточном фронте. Ей командовал риттмайстер Иоганн Гефинк. Там новоиспеченный пилот и начал свою службу.

В середине августа Сепешши-Шоколль был переведен во Flik 27, на дунаевский аэродром, также бывшую на Восточном фронте. Там, под командованием поляк гауптмана Романа Флорера он продолжал летать и совершенствоваться в мастерстве пилотажа. В сентябре он был командрован во Flik 3, хотя и продолжал оставаться в списках Flik 27. Во Flik 3 он уже служил как летчик-истребитель.

20 сентября, пилотируя Albatros D II (Oef) 53.11, Сепешши-Шоколль атаковал русский двухместный Nieuport, и после короткой схватки сбил его близ Кадлубиско, приблизительно в трех милях за русской линией фронта. После падения Nieuport сгорел на земле.

Спустя две недели Сепешши-Шоколль вновь добился успеха. 4 октября, летя на своем истребителе Albatros D III (Oef) 53.45, сопровождая двухместный разведчик, Сепешши-Шоколль заметил русский наблюдательный аэростат, висевший на высоте 100 метров, в районе местечка Иванчоны, к юго-западу от Залочи. Он спикировал в атаку, и взорвал баллон, применив зажигательные пули. Интересно, что наблюдатель эскортируемого разведчика подтвердил эту победу, засняв ее с помощью разведывательной фотокамеры.

В начале октября Сепешши-Шоколль получил назначение в элитную истребительную эскадрилью Flik 41j, базировавшуюся на аэродроме Сезанна, восточнее Триеста, под командованием гауптмана Годвина Брумовски. В этот период в этой эскадрилье, не считая самого Брумовски, служили такие асы как Франк Линке-Кроуфорд, Курт Грубер и Карл Касала.


Albatros D III (Oef) 153.54, Flik 41J, 6 ноября 1917 г. Эта жесткая посадка близ Латизаны совпала со смертельным ранением Сепешши-Шоколля в бою против капитано Франческо Баракка и тененте Джулиано Парвиса. Виден камуфляж на верхних плоскостях крыльев и красная полоса вокруг фюзеляжа.

5 октября 1917 г. Сепешши-Шоколль стал асом. Летя в составе тройки вместе с Брумовски и Линке-Кроуфордом, он вступил в бой с группой из 15 итальянских гидропланов, которые были обнаружены бомбящими только что наведенные мосты через реку Тальяменто. Используя комбинированную атаку, три истребителя Albatros связали боем летающую лодку Macchi L-3 из 259-й итальянской эскадрильи и сбили ее над вражеской территорией, западнее Латизаны. Сразу же после этого они атаковали другой Macchi L-3 из той же самой эскадрильи. Итальянский экипаж принял неравный бой, отбиваясь от трех австро-венгерских истребителей в течение 15 минут, пока их самолет не был сбит, и не рухнул в канал Базелеге, западнее Латизаны. Это были четвертая и пятая победы Сепешши-Шоколя.


Lohner B.VII 17.36, Flik 17, Февраль 1916 г.


Сам Сепешши-Шоколль пал в бою уже на следующий день. 6 октября 1917 г., он вылетел с аэродрома Айелло на истребителе Albatros D III (Oef) 153.54, в паре с фельдфебелем Радамешем Искрой, он взял курс на запад. Над рекой Пиаве два австро-венгерских летчика вступили в бой против двух SPAD’ов, которые пилотировали капитано (капитан) Франческо Баракка и тененте (лейтенант) Джулиано Парвис. Они были из 91-й итальянской истребительной эскадрильи, базировавшейся на аэродроме в Падуе. Итальянцы применили тактику Баракки против численно равного противника. В то время как Парвис атаковал, Баракка отвлекал, а не нападал на Сепешши-Шоколля и Искру. В свою очередь, когда отступал Парвис, Баракка атаковал врага с другого направления. Так повторялось раз за разом, «как долгое катание на карусели», по словам Баракки, пока и Сепешши-Шоколль и Искра не были оба сбиты. Искра совершил вынужденную посадку на итальянской территории и был взят в плен. Сепешши-Шоколль, получил ранение пулей в позвоночник, которая, вероятно перебила главную артерию. Он сумел перетянуть на свою линию фронта, и при посадке разбил самолет около Латизаны. Как только он сумел выбраться из кабины своего Albatros’а, он скончался. Венгерский летчик стал 25-й официально подтвержденной жертвой Франческо Баракки.

Сепешши-Шоколль был погребен со всеми воинскими почестями на кладбище в Айелло. Посмертно он был награжден орденом Железной Короны, 3-го класса с Военным отличием и Мечами.

(с) Антон Жуков
Tags: Сепешши-Шоколль, авиация, австро-венгрия
Subscribe

Posts from This Journal “австро-венгрия” Tag

  • Австро-венгерский и венгерский Фоккер D.VII

    После того как пара прототипов, V.11 и V.18, оснащенных рядным шестицилиндровым двигателем Мерседес (Mercedes D.III), была построена в январе 1918…

  • Появление UFAG C.I

    Унгарише Флюгцойгверке AG (Ungarische Flugzeugwerkw AG или, сокращенно, UFAG) это второй по объему производитель самолетов в Австро-Венгерской…

  • Летающая лодка Löhrner R1 (F1) - немного истории

    Начало работ по большой летающей лодке с 12-ти цилиндровым 350-ти сильным двигателем Austro-Daimler в компании Oeffag датировалось концом 1917 года.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “австро-венгрия” Tag

  • Австро-венгерский и венгерский Фоккер D.VII

    После того как пара прототипов, V.11 и V.18, оснащенных рядным шестицилиндровым двигателем Мерседес (Mercedes D.III), была построена в январе 1918…

  • Появление UFAG C.I

    Унгарише Флюгцойгверке AG (Ungarische Flugzeugwerkw AG или, сокращенно, UFAG) это второй по объему производитель самолетов в Австро-Венгерской…

  • Летающая лодка Löhrner R1 (F1) - немного истории

    Начало работ по большой летающей лодке с 12-ти цилиндровым 350-ти сильным двигателем Austro-Daimler в компании Oeffag датировалось концом 1917 года.…