Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Немного о китайских И-16. Часть первая.


И-16 тип 5 из состава 21 chungtui, IV tatui Chungkuo kungchun (ВВС Китая), Hankou, март 1938 года

Пилот этого самолета, Liu Che-sheng, одержал три победы, две из которых были групповыми, на таком И-16, и закончил войну с девятью подтвержденными сбитыми (11,33 по другой системе подсчета). Очень часто его считается лучшим китайским асом, однако есть еще один малоизвестный на Западе пилот, Liu Ts’ui-kang, одержавший десять подтвержденных побед, летая на Curtiss Hawk III и воевавший достаточно непродолжительный период времени (с августа по октябрь 1937), до момента своей смерти. Liu Che-sheng завершил свою картеру на Тайване в шестидесятые годы в звании полковника.
Некоторые модельные фирмы выпускают Декали для этой машины, но все они вместо тип 5 обозначают этот самолет как «тип 18» или «тип 10», что в корне неверно.
Обозначение на киле истребителя обозначает: Истребитель (P-Pursuit), 5-й самолет 21-го chungtui




Тип 10 (или 18?) предположительно в 1940-1941 годах

Подтверждают это как отсутствующие горизонтальные полосы на руле направления, так и возможное отсутствие кокард на верхних поверхностях крыла. Видно также подтверждение факта, что это самолет, принадлежавший русскому добровольцу (конец 1939 года) – цифры на киле написаны «по русски», а также очень интересная эмблема на фюзеляже. Китайскими иероглифами написано “Hsinkiang”, а это значит, что самолет приобретался на деньги Sheng Shih-tsai, союзника Советского Союза, служащего им в качестве контролирующего проникновение восставших мусульман из Hsinkiang в Казахстан. Именно он получа помощь от сталинского реджима начиная с 1932 года. И именно его эмблемой является «летящая звезда».


Один из шести И-16 из состава 24 chungtui, IV tatui

Самолет принимал участие в первом боевом столкновении с Zero из подразделения Yokoyama. Схватка произошла 13 сентября 1940 года в районе Chungking. Два пилота из 24 chungtui были убиты, командир был серьезно ранен. Скорее всего это были самолеты десятого типа, но документальных подтверждений этому факту пока не найдено.


Самолет командующего 23-им chungtui, возможно «тип 10», 1938 или 1939 год.

Все остальные самолеты этого подразделения были бипланами И-152


И-16 Тип 10. Неизвестное подразделение.

Согласно исследованиям E.R.Hooton стиль написания номеров столь крупным шрифтом был принят к концу 1939 года. В таком виде использование номеров не было долгим. Под этими двумя цифрами подразумеваются две крайние цифры номера самолета согласно общим документам, а использование таких цифр было характерно для учебных подразделений. Хотя иногда маркированные таким образом самолеты направлялись в первую линию в качестве резервных.
Эти самолеты являлись собственностью китайского правительства, но, по не проверенным данным, такая форма написания номера использовалась и на некоторых советских истребительных подразделениях.
У этого самолета присутствуют горизонтальные полосы на руле поворота, также возможно и присутствие кокард на верхней поверхности крыла.

TLC, Air Magazine
Перевод Никиты Донцова
Tags: авиация, китай, поликарпов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments