Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Шведский SAAB. Начало

SAAB-17 был разработан Svenska Aeroplan Aktiebolaget как двухместный разведчик. Вышедший из конструкторского бюро другой шведской фирмы, ASJA, в 1937 году как "проект L10", этот аппарат в конечном итоге строился на мощностях SAAB с 1940 года. Разрабатывавшийся изначально как самолет-разведчик, с началом второй мировой войны машина примерила на себе еще и роль пикирующего бомбардировщика. Всего, помимо трех бомбардировочных версий (B 17A, B и C отличались друг от друга исключительно силовой установкой) существовали модификации сухопутного разведчика (S 17BL) и патрульного (S 17BS).


SAAB B 17A, F6\35, Карлсборг, Швеция, 1944 год

Работы над этой машиной позволили SAAB, до того не имевшего опыта строительства современной авиационной техники, стать компанией государственной важности. Ну и кроме того шведы смогли наконец-то привлечь к работам множество маститых опытных инженеров.


Прототип СААБ (SAAB B 17A)

SAAB-17 состоял на службе ВВС Швеции еще долгое время после Второй Мировой Войны, а несколько экземпляров этой машины были, будучи переделанными в гражданские, отправлены в шведские частные компании, а также в Австрию и Финляндию, где они служили буксировщиками мишеней. Единственный международный контракт SAAB заключил при помощи графа фон Розена (von Rosen), отправив несколько дюжин аппаратов в далекую Эфиопию, которая использовала их до конца 60-х годов прошлого века.
Экипажи очень ценили свои SAAB-17, они были комфортными и приятными в работе аппаратами, но кроме этого первая попытка национального производства собственного самолета принесла большой успех все авиационной промышленности Швеции.


В полете пара В 17А, 1947 год

РОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА L-10

Все началось с того, что однажды, в апреле месяце, по инициативе шведского правительства был организован SAAB. А это время ASJA (AB Svenska Järnvägsverkstäderna) во всю производила в Линчёпинге лицензионный Хокер (Hawker Dart). Еще одна, созданная в 1937 году, компания, AFF (AB Förenade Flygverkstäder - она в равных долях принадлежала SAAB и ASJA), занималась вопросами распределения получаемых от Flygvapen (ВВС Швеции) заказов, одновременно набираясь опыта в конструировании самолетов. Чтобы ближе ознакомиться с технологиями использования легких сплавов, завод SAAB в Трольхэттене (Trollhättan) начал лицензионную постройку бомбардировщика Юнкерс (Junkers Ju-86K). Одновременно с этим ASJA, также по лицензии, производила учебно-тренировочный самолет Фокке-Вульф (Focke-Wulf FW-44J Stieglitz) и вела переговоры о начале производства Норт Америкен (North American NA-16-4).


В 17А из F6, 1943-1944 годы

В этих условиях в правительстве решили, что AFF получит заказ на новый самолет-разведчик, который должен заменить в частях уже порядком устаревший S 6 (Fokker C.V), разработать который должна была ASJA в Линчёпинге. SAAB в Трольхэттене к тому моменту еще не был готов начать самостоятельное серийное производство, и был занят лицензионным выпуском B 3 (Junkers Ju-86).
У ASJA возникли сложности с реализацией этого проекта, созданного в недрах AFF, после чего компания решила создавать свой собственный аппарат, который должен был в первую очередь стать бомбардировщиком. Самолет этот, получивший название ASJA L-10, создавался при помощи американских инженеров, занятых, совместно со шведами, в реализации проекта B 5 (Нортроп Модель 8А-1), поскольку скандинавы не обладали достаточным опытом в работе с легкими сплавами. В ноябре 1938 года последовал заказ на два прототипа L-10, которые получили в ВВС Швеции наименование Р 7 (Р означало "испытания", то есть "prov"). Первая машина должна была быть готова к выполнению первого полета 31 декабря 1939 года, но из-за задержек в работе прототип поднялся в небо только в мае 1940 года. Задержка эта была связана с новым персоналом, набранным как раз в это время компаниями ASJA и SAAB, и который, хоть и разбирался в новых технологиях, вынужден был работать в условиях жестоко военного давления, связанного с общей ситуацией, становившейся все более и более взрывоопасной...


В полете В 17А из F6

Вскоре после этого SAAB поглотил ASJA и остался единственным шведским производителем самолетов с заводами в Тольхэттене и Линчёпинге. В середине 1939 года этот последний начал производство иностранной лицензионной модели, выпускаемой под брендом SAAB. Это был американский самолет Дуглас DB-8A-1, и именно работа над ним дала толчок к освоению в производстве L-10. Не смотря на все усилия, ВВС Швеции к середине 1939 года не обладали и половиной аппаратов, предусмотренных планом по перевооружению еще 1936 года. Конечно в таких условиях переделка L-10 из разведчика в пикирующий бомбардировщик была наиболее оптимальным решением, но даже такие модификации сильно запаздывали с выходом. Плюс к этому, к концу 1939 года большая половина иностранных инженеров покинула Швецию, и все работы по машинам перешли к скандинавским специалистам...

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ ПРОТОТИПА

18 мая 1940 года в Линчёпинге взлетел первый прототип SAAB-17, названный пока еще L-10 (№3101, позже перенумерованный в 17001). Пилотировал машину летчик-испытатель, шеф-пилот компании SAAB Клос Смит (Claes Smith). Отметим, что в это время "крещение огнем", правда без бомбардировки с пикирования, получил французский Луар-Ньюпор (Loire-Nieuport LN401/411), оборудованный схожими с СААБом стойками шасси, исполнявшими также роль воздушных тормозов...


SAAB F 17B F7/17, Сатенас, Швеция, 1943 год

Первый полет, выполненный с выпущенными шасси, закончился более чем курьезно - треснуло стекло кабины пилота... Испытания продолжились с участие первого и второго прототипов (№3102, позднее 17002), оснащенных, среди прочего, и специальным "антиштопорным" килем. Через семь месяцев после начала испытаний, SAAB получил первый заказ на 88 машин. Второй прототип в это время получил другой двигатель - Пратт-Уитни (Pratt & Whitney R1830 Twin Wasp) мощностью 1065 лошадиных сил.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ

СААБ-17 был бесстоечным монопланом с фюзеляжем типа "монокок", в котором металлические овалы каркаса обтягивались легкосплавной обшивкой.
Киль представлял собой нерасстыкуемую часть фюзеляжа, а стабилизаторы, также металлические, имели рули высоты, обтянутые полотном.


Прототип B 17B, 1942 год

Шасси и хвостовое колесо выполнялись убирающимися, при этом основные стойки убирались назад в специально сконструированные обтекатели, расположенные под крылом. Будучи причудливой формы и необычно большого размера, щитки-обтекатели основных стоек были призваны выполнять функцию аэродинамических воздушных тормозов при пикировании. Также колеса этого шасси можно было заменить на лыжи, что позволяло бы СААБ-17 использовать заснеженные аэродромы. В условиях долгой шведской зимы это давало машине ощутимые преимущества.
Бортовое вооружение состояло из пары курсовых 8-мм пулеметов, установленных в крыльях, и одного одиночного турельного 8-мм пулемета для прикрытия задней полусферы. Располагался этот пулемет на месте наблюдателя.
Ранние версии машины, использовавшиеся для классического бомбометания с пикирования, были оснащены специальным устройством, выводившим 500-килограммовую бомбу за диск вращения воздушного винта (аналогичная схема использовалась немцами на Ju-87 - прим.переводчика).
СААБ-17 мог нести до 700 килограммов бомб разного калибра (весом от 50 до 500 кг), расположенных на внешних бомбодержателях под крыльями машины. Внутренняя подвеска позволяла взять одну бомбу массой 250 кг или 8 бомб по 50 килограмм каждая.


Механики за работой у В 17В F7/65

Во время эксплуатации самолета в эскадрильях, бомбардировочный прицел СААБ ВТ-2 морально устарел, приведя к тому, что устаревшими посчитали и все пикирующие бомбардировщики (у которых выпуск шасси в качестве воздушного тормоза с самого начала стал совершенно бесполезен). Интересно, что в 1950-м году шведы передали права на лицензионное производство этой машины американцам
Что касается разведчика, то он оснащался фюзеляжной камерой N-2.


SAAB B 17C F12/10, Кальмар, Швеция, 1944-1945

ТРИ РАЗНЫХ ДВИГАТЕЛЯ ОДНОЙ МАШИНЫ

Производство СААБ-17 сильно замедлилось, как только речь зашла о двигателе. Изначально самолет оснащался мотором Пратт-Уитни Твин Васп, приводящим во вращение трехлопастный воздушный винт Гамильтон Стандарт (Hamilton Standard). Эта модификация в ВВС получила обозначение 17А, однако первый прототип получил в качестве двигателя My XII (на самом деле это не более, чем лицензионный Пегасус-XII, изготовленный компанией Nohab Flygmotorfabriker). В 1940 году появилась возможность лицензионного выпуска американского двигателя, однако шведы обошлись без лицензии, просто скопировав образец на своем заводе, однако никаких особых дивидендов это не принесло, ведь такой "национальный" двигатель появился лишь в мае 1942 года!
В таких условиях СААБу срочно требовался новый мотор, и, после всесторонних исследований, выбор пал на Меркурий XXIV (Пегасус XXIV) мощностью 980 л.с. На производство его в 1941 году поставила шведская компания Svenska Flygmotor Aktiebolaget (SFA, являвшаяся лишь переименованной Nohab Flygmotorfabriker). С ним и была выпущена первая версия СААБов - B/S 17B (бомбардировщик/разведчик).


SAAB B 17B из состава F7

В это же время начались переговоры с итальянским правительством о поставке двигателей Пьяджо (Piaggio P XIbis RC 40 D). Мотор этот развивал мощность 1020 лошадиных сил и оснащался винтом изменяемого шага Пьяджо Р-1001.
Итак, с Меркурием XXIV самолет именовался 17В, а с Пьяджо - 17С, и эти две модификации предшествовали варианту 17А. Помимо трех прототипов, шведская армия получила 322 машины B 17 и S 17 без указания модификации по двигателю, которые были заказаны четырьмя партиями в период с 27 декабря 1940 года по 1 сентября 1942 года. Последняя серийная машина была направлена в ВВС 16 сентября 1944 года.


Экипаж SAAB-17 занимает свои места в кабине

ПЕРВЫЕ ПОСТАВКИ

Первым в ВВС Швеции был поставлен вариант 17В, и произошло это в 1942 году. Производился самолет на конвейерах в Линчёпинге и Трольхэттене. Четвертый серийный аппарат (№17006) был оснащен двигателем Пратт-Уитни и был, по сути, прототипом модификации 17А. За тринадцатью СААБами 17В (номера с 17003 оп 17005 и с 17007 по 17-16), поставленными в 1942 году, последовали сорок одна машина 17С (номера с 17017 по 17057), полученная партиями в 1943-1944 годах.
Два варианта этой машины использовались в ВВС Швеции под марками B 17B и B 17C (В-бомбардировщик). Самолеты эти пришли на смену лицензионному В 5 (Нортроп 8А-1). Самолеты 17B имели максимальную нагрузку в 680 кг, и максимальную скорость в 385 км/ч. А вот 17С со своим более мощным двигателем легко показывал 435 км/ч.
Был направлен еще один заказ на 86 дополнительных СААБ-17, вскоре за которым последовало желание получить еще 88 аппаратов. В сентябре 1942 года был размещен еще один заказ на 60 самолетов.


В воздухе четверка B 17C, 1943-1944 годы

Машина 17103 была переделана в прототип S 17BL, который был поставлен в ВВС в мае 1942 года. Этот самолет отражал в себе новую роль СААБ-17 - разведку, при чем разведку морскую. Самолет оснастили поплавками Эдо (Edo), производимыми по лицензии на севере страны компанией Хагглунг энд Зёнер (Hägglund & Söner). Вслед за ним ВВС получили S 17BS (№17104) - это был предназначенный для дальнего морского патрулирования гидросамолет, основной задачей которого стало прикрытие длинной береговой линии Швеции.
Изначально S 17 предназначался эскадрам (на самом деле флотилиям) F2 и F3. В F2 он должен был заменить S 5 (Хейнгель He-5 Hansa), а в F3 - S 6 (Фоккер C.V). В реальности кроме машин для замены были выпущены еще 20 S 17BL (17131-17150) и 37 S 17BS (17116-17130 и 17165-17186).


B 17C F12/10, зима 1943-1944

Двадцать машин S 17BL были получены двумя частями - в период с августа по сентябрь 1942 года первая партия и с октября по декабрь 1942 года вторая партия.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: saab, авиация, швеция
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments