Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Шведский SAAB. Окончание

ПРИМЕНЕНИЕ

Вначале B 17A несли службу в частях F2, F3, F6, F4 и F7. B 17В дебютировали в F7 в конце 1942 года, а 44 таких машины находились в составе F3, где они постепенно переделывались в разведчики S-17BL. B-17C летали в составе F12 в 1943 году и в F7 с 1944 года. Бомбардировщик начал свою военную жизнь с поставок в F7 в марте 1942 года. По сравнению с прототипом, на серийных машинах было внесено более 5000 изменений в конструкцию!!!! Первый операционный вылет СААБы осуществили в сентябре 1942 года.


SAAB S 17BS, 2F/26, Хэгернэс, Швеция, конец 1942 года

"Головокружение от успехов" кончилось довольно быстро - множество бомбардировщиков потерпело аварии из-за ошибок в конструкции крыла. Дело дошло до запрещения полетов всем B 17. Аварии этих машин случались в массе своей из-за попыток бомбардировок с пикирования - со временем инженеры нашли ошибки, и самолеты вновь смогли подняться в воздух для осуществления таких задач, однако время пикировщиков уже прошло...


SAAB S 17BL, F3/2 в полете над «шведскими Альпами», горной грядой Сарек

8 мая 1945 года Юнкерс-88 (Ju-88A-6/U 4N+CH, 1.(F)/22) шел из норвежского Тронхейма на северо-восток России, где он должен был забрать немецких штабистов и вывезти их в зону, оккупированную западными союзниками, когда его перехватили и заставили приземлиться в Кальмаре (Kalmar) шведские СААБы B-17 из состава F12. Немецкий экипаж заявил, что подвергся нападению истребителей, но вскоре придумал новую версию, что посадка была аварийной и произошла по причине отказа одного из двух двигателей.


Установка на воду SAAB S 17BS в порту Хальмстад

S 17 служили в F2 и F3 c 1942 вплоть до 1948 года, когда со службы были сняты последние машины. Гидросамолеты 17BS оставались на службе вплоть до реорганизации 1950 года.


S 17BS F3/77 выполняет морское патрулирование


В ДАТСКИХ ЦВЕТАХ

Весной 1945 года по запросу датского и норвежского правительств в изгнании, шведы изучали возможность введения в эти две страны своего военного контингента. Главным образом, это было необходимо для защиты гражданского населения стран, поскольку считалось, что отступающие немецкие части будут пользоваться тактикой "выжженной земли". Шведские вооруженные силы всегда были в тени ВВС и ВМФ страны, но не смотря на это, план был разработан, но так и не приведен в дело из-за последовавшей в мае капитуляции немецко-фашистской Германии.


SAAB B 17C датской бригады ВВС Швеции, Сатенас, апрель 1945 года

Не смотря на это, в Швеции подготавливали датский и норвежский персонал для участия в освобождении своих стран. Кроме того, в самой Швеции в 1943 году была сформирована датская бригада, включавшая, в том числе, и офицеров датской королевской авиации, которые еще в 1944 году освоили СААБ-17. Если бы немцы не оставили Данию "по собственному желанию", эти пилоты на своих СААБах начали бы операции, подчиняясь своему правительству в изгнании. Излишне говорить, что все эти СААБы несли датские знаки национальной принадлежности, и, когда немцы без боя покинули Данию 5 мая 1945 года, пилоты на СААБах перелетели к себе домой. Стоит отметить, что эти машины так никогда и не получили боевого крещения, поскольку самолеты немедленно вернули в страну-производитель, и, не смотря на предложения шведской стороны, датчане так и не купили ни одного СААБа...


9 мая 1945 года. Пилоты оснащенной SAAB датской эскадрильи готовлятся к взлету

ЭКСПОРТ В ЭФИОПИЮ

Шведский граф Карл-Густав фон Розен объявил о своем всяческом расположении к Эфиопии во время ее войны с итальянскими войсками, вторгнувшимися в страну в октябре 1935 года. Фон Розен вообще был шокирован тем, что итальянцы начали захват независимых государств на африканском континенте, и в 1947 году он занял пост ответственного за организацию имперских ВВС Эфиопии послевоенного времени.


SAAB B 17A имперских эфиопских ВВС, 1950 год

Всего ВВС Швеции поставили в Эфиопию 46 машин B 17A, и поставка разбивалась на четыре партии. 16 самолетов было поставлено в 1947 году, 5 - в 1950, 10 - в 1951 и 15 - в 1953 году. Первая партия СААБов (они получили номера с "301" по "316") поступила в Эфиопию между 30 октября и 10 ноября 1947 года, и расстояние в 7990 км было преодолено по воздуху за 33 часа 25 минут. Шведские пилоты летели по долгому маршруту с большим количеством остановок: Амстердам-Антверпен-Марсель-Ницца-Тунис-Триполи-Эль Адем-Каир-Хайфа-Хартум и, наконец, Аддис-Абеба.


Аддис-Абеба, ноябрь 1947 года. Первый 15 самолетов СААБ имперских эфиопских ВВС

Конечной точкой перегона было выбрано вулканическое плато Бишофту (Bishoftu) в Абиссинии, в 45 км к югу от столицы Эфиопии. Основной базой для хранения СААБов была Асмара в провинции Эритрея, располагавшаяся на высоте 2300 метров над уровнем моря. Надо сказать, что прочность и выносливость машин СААБ очень пригодились для работ в этой части Африки, поскольку Эфиопия со всеми своими гористыми районами и не развитой аэродромной сетью, занимала территорию в два раза большую, чем Швеция. Ну и если инструкторами эфиопских пилотов были в массе своей шведы, почему бы и машинам, которыми оснащается эфиопская армия, также не быть шведскими? На самом деле ВВС Швеции очень повезло, поскольку перед переоснащением на новые типы самолетов им удалось выгодно избавиться от своих СААБ-17.


Над императором Эфиопии Хайле Силассие пролетают самолеты СААБ

Сначала пилоты проходили практику на маленьких СААБ-91 "Сафир" (Safir), и лишь затем им доверяли СААБ-17. Основным отрабатываемым элементов подготовки была пулеметная и пушечная стрельба по наземным целям, а также пуски ракет. В качестве штурмовых самолетов, шведские СААБы честно несли свою службу вплоть до начала 50-х годов, когда из сменили купленные в Канаде Фейри (Fairey Firefly Mk.I). Однако вплоть до 70-х годов XX века эфиопские СААБ-17 поднимались в небо, и лишь экономическая помощь Соединенных Штатов вынудила их окончательно отказаться от шведских машин.


Отправка самолетов в Эфиопию 23 ноября 1951 года

КОНЕЦ КАРЬЕРЫ В РОЛИ БУКСИРОВЩИКА МИШЕНЕЙ

В 50-е годы некоторое количество СААБ-17 было переквалифицировано в буксировщики мишеней. Все еще подчинявшиеся Генеральному Штабу ВВС, эти машины проходили переоснащение в частных компаниях и летали с гражданскими кодами, что происходило вплоть до начала 60-х годом.
Два гидросамолета S 17BS в 1949-1951 годах также были переданы в частные руки.


Слева - Капитан Сведберг (Swedberg), шведский инструктор эфиопских летчиков
Справа - Пара В 17А в полете над кратером озера Бишофту, 1952 год


Один буксировщик мишеней B 17A в 1957 году был продан в Австрию (SE-BYF, 17339), а еще через два года пара 17А, переделанная в буксировщики, досталась Финляндии (SE-BRO 17355 и SE-BWC 173620).
В музее ВВС Швеции сохранился один экземпляр СААБ-17 - 17А №17239 SE-BYH, который был полностью восстановлен к 60-летию компании СААБ в 1997 году...


B 17C, возможно F7/A красный

ARNAUD PRUDHOMME
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
КОНЕЦ
Tags: saab, авиация, швеция
Subscribe

Posts from This Journal “швеция” Tag

  • Шведский SAAB. Начало

    SAAB-17 был разработан Svenska Aeroplan Aktiebolaget как двухместный разведчик. Вышедший из конструкторского бюро другой шведской фирмы, ASJA, в 1937…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments