Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Британские "Гладиаторы" в битве за Францию. Окончание

Прибудут-ли Харрикейны?

12 апреля 1940 года две эскадрильи были переведены в Аббевиль, где начался процесс перевооружения на Харрикейны. Лишь 615 сквадрон сохранил флайт "В" в Сент-Энглевере с единственной целью, патрулирование над водами Ла Манша, или, как его называли пилоты, "Channel Duty" ("Служба при Канале" - прим.переводчика). Переход происходил большей частью по автомобильным дорогам, ну, кроме самолетов, само собой, и все прошло достаточно спокойно. Персонал эскадрильи разместили в домиках Ниссена, а офицеры и штаб заняли замок. Не совсем понятно, почему 607-й сквадрон вернулся 26 апреля в Витри, но, скорее всего, это потому, что флайт "В" 615-го сквадрона получил приказ вернуться в расположение своей эскадрильи в Аббевиль, что и было совершено 9 мая 1940 года. К этому времени флайт "А" полностью перевооружился на Харрикейны, и в Аббевиле находилось 12 машин.


Самолет из 607-го сквадрона снежной зимой 1939-1940 в Витри-ан-Артуа

Немцы переходят в наступление

10 мая 1940 года пилоты 607-го сквадрона были разбужены в 4.12 воем гражданских сирен городка Витри-ан-Артуа. Практически сразу же после этого зенитные орудия "Бофорс" (Bofors) открыли огонь. В воздух поднялось сначала дежурное звено, а вскоре за ними последовали и остальные Гладиаторы, сразу после взлета встретившие большое количество вражеских бомбардировщиков. Началась битва.
В 7.30, во время небольшого затишья, самолеты вернулись для дозаправки и загрузки патронов. Пилоты к этому времени уже одержали много воздушных побед, официально подтвержденными из которых считаются семь. Однако детали этих воздушных боев нам, к сожалению, не известны.

Для 615-го сквадрона день оказался несколько другим. Оснащенный Харрикейнами флайт "А" находился на аэродроме Туке (Touquet), когда, с утра он был атакован Хейнкелями (Heinkel He-111). Три британских истребителя оказались повреждены, а один превратился в груду металлолома. Остатки флайта "А" после полудня перелетели в Аббевилль, однако, несмотря на отдаленность от линии фронта, этот аэродром также подвергся бомбардировке. Дежурившему на аэродроме пайлот офицеру Фридману (P/O Fredman) удалось взлететь на своем Гладиаторе и перехватить стоодиннадцатый, одна сбить его он не сумел, не смотря на неплохую подготовку и полностью заряженные пулеметы...
Эскадрилье требовались еще Харрикейны, поскльку машин оставалось всего девять, и летчики были вынуждены идти в бой на устаревших Гладиаторах. По собственной инициативе пилоты отправились в Британию на транспортном самолете, однако вернулись они с пустыми руками...
12 мая без вести пропал P/O Фридман, которого последний раз видели, преследующим возвращающиеся домой немецкие самолеты. 13 мая из-за нехватки информации о ситуации, складывающейся вокруг Альберт-канала (канал в Бельгии, соединяющий Антверпен и Льеж - прим.переводчика), 615-й сквадрон получил приказ о сопровождении разведчика "Бленхейм" (Blenheim), идущего на низкой высоте. Однако из-за воздушных атак неприятеля и слишком раннего вылета разведчика, сопровождать его смогли лишь два истребителя. Журнал боевых действий эскадрильи не сообщает, были ли это Харрикейны или Гладиаторы, но есть мнение, что речь идет о современных моделях. Из полета не вернулся флайт лейтенант Торнби (F/Lt Thornby), а вечером того же дня был сбит флаинг офицер Мёртон (F/O Murton).


Сожженный на земле Гладиатор

14 и 15 мая стали днями, занятыми патрулированием. Прикрытие бомбардировщиков, отправленных на Динан (Dinant, город в Бельгии в провинции Намюр - прим.переводчика), шестеркой истребителей, закончилось потерей флаинг офцера Фаулера (F/O Fowler), сбитого огнем с земли, который, в этот раз, был особенно жесток.
16 мая 615-я с дюжиной имеющихся самолетов, многие из которых - Гладиаторы, направляется на аэродром Морзеле (Morseele, в районе Ипра - прим.переводчика) в Бельгию. В тот же день там без вести пропадают трое пилотов, а 17 мая на вынужденную около Лилля садится флайт лейтенант Сандерс (F/Lt Sanders), которому перед этим удалось-таки сбить Юнкерс (Junkers Ju-88). В тот же день в часть поступают шесть новых "Харрикейнов" с шестеркой пилотов из 265-го сквадрона. На следующие дни полеты патрульные вылеты были продолжены.
19 мая Майлс (Miles Master) прилетает в Витри чтобы прояснить, остались-ли там еще Харрикейны в состоянии, пригодном для полетов, но пилот видит лишь сгоревшие остовы машин. Сразу же после взлета Майлс оказывается под ударами Мессершмитта (Me-109), но удачно скрывается, получив лишь одну пулевую пробоину в ветровом стекле. Согласно Франсису Мейсону (Francis K.Mason), написавшему книгу о Гладиаторах, 615 сквадрон к этому числу имел в своем распоряжении 12 бипланов и 9 машин Харрикейн, но эта цифра кажется чрезмерно оптимистичной и не учитывает всех потерь. Журнал боевых действий, на самом деле, не достаточно полно отражал все происходящее, и делать выводы, основываясь только им, было бы неправильно...

Гибель 607-го сквадрона

18 мая 607-й сквадрон неожиданно для себя столкнулся в небе над Аррасом с Мессершмиттами-109 и 110. Благодаря своей легкости и маневренности, маленькие бипланы могли бы одержать большое количество побед, но точно сказать ничего нельзя из-за хаоса, царившего в то время на земле. Вероятно, "Гладиаторы" обошлись без потерь, но вскоре по возвращению на свою базу в Витри, их атаковали девять немецких бомбардировщиков, сбросивших бомбы с замедленным взрывателем и обстрелявших аэродром зажигательными пулями, вызвав большие потери материальной части и личного состава, не говоря о взрывах авиационного топлива.


Сожженный на земле Гладиатор

Аэродром был практически выведен из боевого состояния, а большая часть "Гладиаторов" была безвозвратно потеряна. Оставшиеся целыми не более полудюжины машин, лишенные топлива и боекомплекта, не могли взлетать с разбомбленной полосы. Все оставшиеся машины были уничтожены, а личный состав на грузовых автомобилях эвакуирован в Норран-Фонт (Norrent-Fontes). Переезд этот сопровождался значительными трудностями, связанными с общим отступлением под натиском немецкой армии. 20 мая, когда танки Гудериана достигли Ла Манша, личный состав сквадрона получил приказ мелкими группами добраться до Булони, откуда эвакуироваться в Англию. 21 мая 231 человек, включая 4 офицеров, на пароходе "Биаритц" прибыли в Дувр. На следующий день 33 человека погрузились на корабль в Шербурге, а британский транспортник с 13-ю человеками на борту совершил посадку в Хендоне (Hendon). Личный состав сквадрона был, таким образом, почти полностью сохранен, однако в наличии не было ни одного самолета, а пилоты за последние девять дней понесли большие потери - трое, включая командира сквадрона Смита (Smith) были убиты, трое попали в плен, а четверо пропали без вести. Не возможно определить точное количество побед, одержанных сквадроном, но точно известно о десяти сбитых вражеских машинах.

615 сквадрон покидает Францию

Хотя и в не столь драматических событиях, но 615 сквадрон все же покинул Францию к 20 мая. На эту дату среди самолетов первой линии не осталось ни одного Гладиатора, а журнал боевых действий показывает нам лишь активность 13-ти Харрикейнов. Куда исчезли бипланы? Это отмечено в том же журнале...
"В период с 10 по 10 мая 815 сквадрон располагал 12-ю боеготовыми Гладиаторами, прикрывавшими аэродром базирования, а еще два пилота находились на соседних аэродромах и были готовы к выполнению аналогичной задачи"


Сожженный на земле Гладиатор

С восходом солнца самолеты покинули свою базу в Морзеле и взяли курс на Норрен-Фонт, откуда и совершали большую часть своих вылетов. В полдень, совместно с самолетами 504 и 607 сквадронов, три Харрикейна атаковали вражескую колонну, следовавшую из Арраса в Комбре. Исходя из диспозиции немецких частей, это могла быть колонна 7-й танковой дивизии Роммеля.
В 13.00 пилот Гонс (F/O Gaunce) был отправлен на разведку, целью которой было определение ущерба. По возвращению он доложил о значительных повреждениях и множестве горящих грузовиков.
В 15.00 последним задание сквадрона стал воздушный патруль над Аррасом, Лансом и Дуэ, во время которого было сбито два Хейнкеля (Heinkel He-111).
В 18.30 эскадрилья была отправлена в Англию.
Всего она потеряла 8 пилотов (убитые, пропавшие без вести или попавшие в плен) и одержала три победы. Таким образом и закончилось участие самолетов Глостер Гладиатор во французской кампании, длившейся, к тому же, всего 15 дней, незаслуженно забытой и совершенно не известной...


Yves Buffetaut
перевод и комментарии avianikitoss и AlexWW1

КОНЕЦ
Tags: gloster, авиация, англия, франция
Subscribe

Posts from This Journal “англия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Posts from This Journal “англия” Tag