Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Неудачное спасение "Нептуна"

В мае 1922 года гидросамолет Феликстоу F2A "Нептун" («Нептун» это собственное имя самолета - прим.переводчика) (Felixstow F2A "Neptune") британской королевской авиации (морская авиация в ту пору просто отсутствовала - прим.переводчика) предпринял попытку связать воздушным сообщением остров Мальта и Гибралтар через Тунис и Алжир.
Гидросамолет без проблем прибыл в Гибралтар 18 мая. Экипаж самолета был настроен уже через 2 дня достичь острова Мальта, но самолет по причине поломки двигателя пришлось экстренно приводнять ввиду алжирской береговой линии, и это только на пути "туда", обратный полет еще даже не начался... Французские моряки в сотрудничестве с британскими властями Гибралтара быстро организовали спасение экипажа, самолет же привели в Порт-Саид в Алжире. Миноносец, который осуществил буксировку в Оран, отметил повреждения в пути: гидросамолет снова лег в дрейф. На этот раз его подцепила моторная лодка, которая привела Нептуна в Бени-Саф. Британский эсминец получил приказ отбуксировать его на Мальту, но попытка эта не удалась, самолет набрал воды (дословно "начал набухать" - прим.переводчика) и в конце концов затонул, однако потеря не казалось безвозвратной, ведь французы объявили о желании поднять и изучить двигатели Роллс-Ройс!
Идея связать две крошечные территории, расположенные друг от друга в 1700 километров, является демонстрацией британцами своего желания присутствовать в Средиземном море...


Felixstowe F2A "Neptun", Алжир, май 1922 года

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ РЕЙДА. АПРЕЛЬ

13 марта 1922 года британский консул в Алжире информировал командующего французским флотом в Алжире, что гидросамолет Феликстоу "Нептун" (Felixstowe F2A "Neptun" N4089) королевской военной авиации будет совершать остановки в Алжире и Оране во время попытки проведения "рейда выносливости" Мальта-Гибралтар-Мальта. Британские власти просили французов обеспечить заправку машины топливом и маслом. Самолет должен отправится из Мальты 5 апреля утром и прибыть в Алжир вечером того же дня, чтобы следующим утром продолжить полет к Орану.
Машина покинула Мальту точно по плану, однако из-за плохой погоды вынуждена была сделать остановку в Бизерте, где пришлось провести ночь. В 6.00 самолет вылетел курсом на Алжир и сделал остановку для дозаправки в Боне (Bone), однако испортившаяся погода вынудила экипаж отказаться от продолжения рейда; 7 числа утром самолет взял курс на Мальту. Прерванную из-за погоды попытку решено было повторить 16 мая.

ОТПРАВЛЕНИЕ С МАЛЬТЫ 16 МАЯ

16 мая в 6.00 утра "Нептун" покидает Мальту при сильном южном ветре. На борту гидросамолета находятся пять человек: командир экипажа Самсон (air Commodore Samson) (эр-коммодор это звание в RAF, соответствующее бригадному генералу; а сам Самсон тогда был командующим RAF на Средиземном море, а вообще он был одним из пионеров авиации вообще и английской морской авиации в частности - прим.переводчика), два лейтенанта-пилота и два механика. К 11.00 они прибывают в Бизерту (Тунис) и вылетают оттуда в 13.00. В Алжир самолет прибывает в 16.35.
Там осуществляют дозаправку гидросамолета (1127 литров топлива и 36 литров масла), а экипаж располагается на ночевку прямо на борту аппарата - это не доставляет каких-либо проблем, потому что самолет изначально был оснащен пятью спальными местами.
17 мая в 7.00 утра авиаторы поднимаются в небо курсом на Оран, последнюю остановку по пути в Гибралтар. Прибытие туда произошло в 10.00, последовавшая за этим короткая остановка была связана с повторной дозаправкой (817 литров топлива и 36 масла).
Коммодор Самсон извещает капитана второго ранга де Вимона (capitaine de fregate de Vimont), являющегося ответственным за весь район Орана, что планирует на обратном пути на маршруте Гибралтар-Алжир не останавливаться в Оране.
"Нептун" прибыл в Гибралтар лишь 18 числа утром.
Перелет с Мальты - при чем без происшествий - это выдающееся достижение, а погодные условия на маршруте полностью повторяли те, что были в Бизерте.

НА ПОИСКИ "НЕПТУНА"

"Нептун" покинул Гибралтар 20 мая в 14.30 и взял курс на Мальту, имея цель пройти маршрут в обратном направлении. Поскольку погода резко испортилась, он должен был сделать промежуточную остановку в Оране. В 18.00 с Гибралтара отправили сообщение французскому флоту: "Летающая лодка "Нептун" отбыла в Оран в эту субботу в 14.30"
В 19.20 де Вимон отдал радиостанции в Айн-эль-Тюрке приказание начать прослушивание эфира. Приказ был продублирован на подводную лодку "Кариссан" (Carissan), которая должна была слушать волны до полуночи и начиная с 4.00 утра. В 21.00 де Вимон решил сообщить на Гибралтар, что самолет так и не прибыл.
Миноносец "368" находился в готовности начать поиск.
В 22.30 с Гибралтара пришло сообщение: "Срочно: В 18.20 летающая лодка была замечена на траверзе острова Решгун (Rachgoun) на воде в 2 милях от берега. Подтвердите получение."



Де Вимон переслал сообщение британскому вице-консулу и заверил Гибралтар, что на следующее утро миноносец появится у вышеуказанного острова. В час ночи Гибралтар проинформировал Оран, что направляет к алжирскому побережью британский эсминец HMS Rigorous. В три утра миноносец "368" получает приказ сняться с якоря и начать патрулирование между мысом Фигало (Figalo) и Бени-Сафом (Beni-Saf). Если поисковая операция не принесет результатов, подводная лодка "Carissan" выдвинется на 24-часовые поиски с целью обследования моря и морского побережья.
21 числа в 8.00 утра Бени-Саф информирует Оран что "Нептун" замечен моторным парусником Ines на пути в порт.

ПРИЧИНОЙ АВАРИЙНОГО ПРИВОДНЕНИЯ БЫЛА ПОЛОМКА ДВИГАТЕЛЯ


Поломка двигателя, которая привела также и к повреждению привода руля направления, вынудила экипаж "Нептуна" пойти на вынужденное приводнение в трех милях от мыса Фигало, что и был сделано накануне, в 19 часов 05 минут при довольно сильном волнении. После остановки двигателя экипажу пришлось остановить и второй мотор. Аварийное приводнение потребовало от пилота ювелирного мастерства, поскольку самолету пришлось спланировать на воду с высоты в 300 метров, и это при практически полной потере управляемости. Коммодор Самсон скажет потом, что "пилот, лейтенант, который в момент аварии находился за штурвалом, выполнил великолепно приводнение."
Итак, гидросамолет находился на воде, и пилоты использовали весь свой запас сигнальных ракет, чтобы привлечь внимание маяка Фигало - безуспешно. "Нептун" пытался выйти на связь через система беспроводной связи, но радиостанция работала не далее чем на десяток миль, что не позволило им обнаружить себя ни для Эйн-эль-Тюрка, ни для подводной лодки "Carissan".
21 мая в 8.20 Оран направил британским властям Гибралтара следющее сообщение: "Около 19 часов летающая лодка "Нептун" легла на воду в районе мыса Фигало и отбуксирована в порт Бени-Саф маленьким каботажным кораблем. Экипаж не пострадал. Британский консул предупрежден."

БУКСИРОВКА В ОРАН МИНОНОСЦЕМ "368"


В то же время миноносец "368" видит "Нептуна" в Бени-Сафе. После переговоров с моряками в Оране и коммодором Самсоном, командир корабля, лейтенант Жанпьерр(enseigne de vaisseau de 1 classe Jeanpierre) сообщает в 9.20, что самолет буксируется при помощи канатов. На борту гидросамолета остались один офицер и один механик.
В 9.45 британский вице-консул в Оране отправляет по радио сообщение на Гибралтар, и одновременно с этим, на эсминец HMS Rigorous: "Летающая лодка "Нептун" находится в безопасности в Бен-Сафе. Она будет отбуксирована в Оран французским миноносцем этим утром - море спокойно – «отбой»..."
В 10 утра к французскому миноносцу подходит HMS Rigorous, также следующий на Гибралтар. В 12.45, когда на море начинается шторм, два оставшихся на самолете британца ракетой сигнализируют поступление на борт воды через пассажирскую кабину - бывшую кабину стрелков-механиков.
Фюзеляж гидросамолета быстро получает усталостные повреждения, крылья в любой момент могут подломиться, а вода продолжает заливать открытые кабины пилотов и место наблюдателя. После того, как Коммодор изучил возможность укрыться от шторма на островах Хабибас, командир миноносца принял решение направиться туда, буксируя гидросамолет.

ГИДРОСАМОЛЕТ ЛОЖИТСЯ В ДРЕЙФ

Миноносец не смог продолжить свой маршрут. В 13.30 "буксируемый аппарат, не смотря на маневры, оказался ниже поплавков и надломился (судя по всему корпус оказался на подошве волны, а поплавки на гребнях соседних волн и лонжероны тупо сломались; штормовые волны и стальные корпуса судов нормально разламывают - прим.переводчика) в 6 милях к юго-западу от мыса Фигало" - доложил командир миноносца - "самолет находится в дрейфе на плавучем якоре".



Он предложил Коммодору остановить дрейф "Нептуна" с помощью якоря, но последний отказал и попросил разрешения двум оставшимся на гидросамолете людям подняться на борт. Поскольку разбухание фюзеляжа активно продолжалось, командир миноносца решил подцепить носом своего корабля верхнее крыло "Нептуна", чтобы оставшиеся два члена экипажа самолета смогли по нему залезть на палубу. Миноносец стоял рядом с гидросамолетом и дрейфовал вместе с ним. Было 14.00. Через полчаса Коммодор Самсон принял решение возвращаться в Бени-Саф в надежде продолжить операцию по спасению самолета позже.
Вернувшись к 15.30 в Бени-Саф британские офицеры покинули французский корабль и поднялись на ближайшую гору, чтобы с нее иметь возможность наблюдать за самолетом, ползущим по горизонту. Так продолжалось два часа.

"МАЛЕНЬКИЙ ГЕНРИ" ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ ДРЕЙФУЮЩЕМУ ГИДРОСАМОЛЕТУ

Касимир Лок (Casimir Lauque), живущий на взморье Уэд-эль-Халлуф (Oued-Hallouf) в 14.30 заметил "плывущий объект", который он принял за моторную лодку из ближайшей деревни - Рио Саладо (Rio Salado). Двумя часами позднее он понял, что это "настоящий гидросамолет, находящийся примерно в 1 миле и приближающийся к берегу под напором волны и ветра". Он быстро предупреждает Михе Путиньона (Mihe Poutingon), первого городского помошника поселения Аин-Темушан (Ain-Temouchent), у которого на взморье также был дом и моторная лодка "Маленький Генри". Два человека садятся в эту лодку в сопровождении сына Путиньона, двух механиков и машиниста. Маленькая экспедиция берет курс на гидросамолет и вскоре находит брошенный аппарат с тросом, свешивающимся с носа самолета. Они пытаются закрепить этот оборванный трос, сын Путиньона поднимается на борт "Нептуна", где ему удается найти швартовочный конец. Буксировка начинается в 18.00. "сильный ветер дул в сторону побережья между Камератой (Camerata) и мысом Грос (Gros) (мыс Уласса -Oulassa) (это два названия одного и того же мыса - прим.переводчика); до скал было примерно 700 метров. Идея Путиньона состояла в том, чтобы, если получится туда добраться, найти ночное убежище в Уэд-эль-Халлуфе или Камерате, но бриз еще не задул в полную силу и зыбь на волне была еще достаточно чувствительна; после 30 минут попыток они приняли решение, чтобы не оказаться выброшенными на берег, направиться в Бени-Саф, и взяли курс на запад...
В 20.00 миноносец "368" выходит на поиски гидросамолета и замечает такой странный кортеж, после чего берет его на буксир. Если господин Путиньон был уверен, что без его вмешательства самолет выбросило бы на берег северо-восточнее мыса Грос, то французские офицеры считали, что "Нептун" дрейфовал-бы параллельно берегу.
"Маленький Генри" ушел курсом на Уэд-эль-Халлуф, а миноносец вошел в порт Бени-Саф в 19.30. Гидросамолет был пришвартован к бую.

SPEAR ПОМОГАЕТ ВЕРНУТЬСЯ НА МАЛЬТУ

Поскольку на месте ремонтный работы выполнить не представлялось возможным, Коммодор Самсон сообщает 22 мая на Гибралтар, что ему необходим буксир и специальная баржа для погрузки на нее гидросамолета, и что все это необходимо срочно доставить в Бени-Саф. В конечном итоге все это будет ему отправлено 25 мая и с Мальты, а не с Гибралтара.
26 мая баржа прибывает в Бени-саф, буксируемая британским эсминцем Spear, который принимает на борт британский экипаж гидросамолета, таким образом направляющийся на Мальту.
В тот же день да Вимон подучает от британского вице-консула в Оране благодарственную телеграмму.
Но видимо какое-то проклятие накрыло этот гидросамолет! Когда в 13.00 Spear покинул Бени-Саф курсом на Оран, яростные волны просто смыли "Нептун" с баржи в районе мыса Фигало, после чего летающая ложка быстро затонула. Spear в 19.00 прибыл в Оран, а на следующий день был уже на Мальте.

"НЕПТУН" В СВОЕМ КОРОЛЕВСТВЕ: В ГЛУБИНАХ ВОД

Обломки "Нептуна" были выброшены на берег в районе Камераты. Согласно телеграмме, отправленной де Вимоном, от гидросамолета остался только различный мусор. Де Вимон , совместно с британским вице-консулом и командиром все того же миноносца "368" прибыли на побережье Камераты, где и констатировали, что остатки гидросамолета лежат на скалах у подножия утеса в 800 метрах западнее пляжа. Де Вимон докладывал, что фюзеляж находится на глубине 2-3 метра, а одно из крыльев полностью оторвано от фюзеляжа. По видимому из этих обломков ничего не заслуживает внимания, к тому же их будет очень сложно достать.
Уверенный в этом, военно-морской комендант Алжира говорил, что никаких работ по подъему не проводится из-за сложности расположения обломков.



Тем не менее, он предложил все-таки, под патронажем министра военно-морского флота, поднять обломки для изучения английских двигателей, которые, "возможно, являются двигателями нового типа (большая летающая лодка оснащалась парой Роллс-Ройсов Игл VIII мощностью 345 л.с. каждый).
Франция таким образом могла бы достаточно недорого получить некоторые важные технические сведения о самолете союзника. В его письме можно прочитать, что "работы могут быть доверены одной алжирской фирме, которая выполняет работы по заказу военных моряков."
Но, согласно тому же де Вимону, "двигатели при затоплении пострадали, к тому же они выброшены на скалы, ведь ни фюзеляж ни крылья не могли защитить их." Он не видит ни малейшей необходимости в подъеме этих обломков и делать это можно только чтобы удовлетворить самолюбие британских властей Мальты. К тому же он считает, что рано или поздно наступит плохая погода, которая и довершит окончательное разрушение обломков летающей лодки.

Вот так грустно на солнечных берегах Алжира и закончилась эта маленькая средиземноморская одиссея "Нептуна"...

ARNAUD PRUDHOMME
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

КОНЕЦ
Tags: felixstowe, авиация, англия, франция
Subscribe

Posts from This Journal “felixstowe” Tag

  • Феликс. 2006 год.

    Felixstowe F.2 был разработан лейтенант-коммандором Королевского Флота Джоном Сирил Порте, во время Первой Мировой Войны, его проект усиленного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments