Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Валти. Часть вторая. Lady Peace и другие

Между 1935 и 1939 годами V-1A NC-14247 летал в цветах канадской компании Canadian Colonial Airways (CCA). Получив гражданскую регистрацию CF-AWQ, самолет обеспечивал сообщение на линии Монреаль-Олбани-Нью-Йорк, тратя на весь маршрут три часа вместо четырех, которые были необходимы другим машинам.
Маленькая авиакомпания Bowen Air Lines (BAL) из техасского Форт-Уэрта (Fort-Worth) использовала один V-1A. Он осуществлял полеты на линии Браунсвилл-Сент-Луис в течение практически года. В начале 1936 года BAL прекратила свою деятельность, и V-1A был передан в AA.
За те два года, которые самолет был занят в пассажирских перевозках, с V-1A не случилось ничего серьезного, если не считать мелкие неприятности, связанные с убирающимися шасси. Смертельный случай вообще произошел только один - в январе 1936 года №5 (NC-13767) разбился возле Литл-Эльма (Little Elm) в Техасе, и тогда погиб пилот Тед Кинкэннон (Ted Kincannon)


"Lady Peace" во время перелета через Атлантику

Несмотря на сокращение первоначального заказа АА, производство у ADC не прекращалось. Спрос на высокоскоростной деловой аппарат нарастал, и V-1A был моделью, идеально отвечающей всем условиям рынка. Первый аппарат, оснащенный по стандартам скоростного бизнес-самолета, был продан уже в ноябре 1934 года. Получателем выступала техасская нефтяная компания Супериор Ойл (Superior Oil Producing Company) из Хьюстона. Еще один аппарат был продан доктору Карлу Джонсу (dr. Carl P.Jones) из Грасс-Валли (Grass Valley) в Калифорнии. Этот самолет впоследствии перешел горнодобывающей компании Айдахо-Мериленд (Idaho-Maryland Mines).
Еще одна нефтедобывающая компания из Хьюстона, Юнайтед Газ (United Gas Public Service Corporation), купила третий V-1A в качестве бизнес-самолета. Серийный номер этой машины был 13, но из-за суеверий покупателя был заменен на 12А. Предопределена была его судьба, или не предопределена, но 12 июня 1936 года в Далласе самолет потерпел аварию на взлете, когда пилот, Эдвин Хефли (Edwin Hefley) увидел выбивающиеся из-под капота языки пламени. Летчику удалось посадить машину "на брюхо", пассажиры не получили ни единой царапины, а вот самолет был сильно поврежден (дословно "получил многочисленные дыры от ожогов" - прим.переводчика). Среди пассажиров, кстати, находился Министр Торговли Джесси Джонс (Jesse Jons), а также Овета Клап Хобби (Oveta Clup Hobby), которая возглавит WACS (женская вспомогательная служба) во время войны.


NC14249 будет разбит в июне 1936 года

Компании Фуллер Пейнт (Fuller Paint Company) из Сан-Франциско и Ленг Транспортэйшн (Lang Transportation Corporation) из Лос-Анджелиса также заказали по одной машине V-1A. На востоке по их стопам пошла инвестиционная компания "Ричардсон и Ваттс" (Richardson & Watts), которая использовала "Валти" в ливрее "Крусейдер Ойл" (Crusader Oil Company). В 1936 году этот самолет принял участие в гонках на приз Бендикса, когда участники совершали перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Пилотами были Уильям Гулик (William Gulick) и Уильям Уорнер (William Warner), на борту машины также располагались штурман и механик. Во время гонки была проведена хорошая презентация, а самолет в итоге пришел третьим. Все были поражены тогда триумфом женских экипажей - Луиза Таден-Бланш (Louise Thaden-Blanche) и Лаура Ингаллс (Laura Ingalls) как вылетели вместе, так вместе и финишировали, заняв первое и второе места.
Еще один "Валти", осенивший себя славой, был машиной №8 (NC-13770). Заказанный вначале полковником Хатчинсоном (Hutchinson), в 1934 году он участвовал в воздушных гонках МакРобертсон (MacRobertson Air Race - хотя организатора звали Макфирсон Робертсон, его компания (а также мост, авиагонка и другие деяния) называлась МакРобертсон - прим.переводчика) на трассе Англия-Австралия.
На самом деле полковник хотел создать авиакомпанию, которая связала бы свои рейсом Нью-Йорк, Лондон и Москву, но у него не было соответствующего финансирования, и все его планы закончились ничем. В тоге так и не проданный, этот V-1A использовался в качестве демонстрационной машины в ADC и АА. ВВС, которые хотели переделать V-1A в военно-транспортный самолет, получили его, в итоге, для своих исследований, которые были недолгими и проходили весной 1935 года. Закончилось все аварийной посадкой, когда лейтенант Крейг (L.C.Craige) снес при посадке стойки шасси и повредил правое крыло, после чего самолет для ремонта вернули на завод ADC. Будучи полностью отремонтированной, эта машина пополнила парк самолетов ADC.

LADY PEACE

Прошел еще год, пока очень неординарный персонаж заинтересовался этой машиной. Речь идет о Гарри Ричмане (Harry Richman), певце и танцоре, очень популярном у нью-йоркских полуночников, постоянном участнике радиопередач, предназначенных для известных и успешных лиц, человеке, слывущим фантазером, но при этом страстном поклоннике самолетов и полетов на них. Он сумел получить свою лицензию пилота и был одержим идеей добиться чего-нибуть "великого" в авиации. Однако проблема была в том, что к 1936 году в авиации почти не осталось места подвигу. Все первые перелеты уже были совершены, и авиация находилась на пороге регулярного трансатлантического сообщения. Гарри Ричману было уже 43, когда он решил совершить перелет Нью-Йорк-Лондон и обратно всего за два полных дня. Ранее, такого не совершал никто, а для реализации своей мечты Гарри требовался быстрый самолет с прекрасными характеристиками. Демонстрационный самолет Валти как нельзя лучше подходил на эту роль. Ричман понимал, что такой перелет за два дня (а это Атлантика туда-обратно) требует от пилота квалификации гораздо выше уровнем, чем простой любитель. Ему нужен был профессиональный пилот, который смог бы в случае чего взять на себя выполнение этого перелета, и таким пилотом стал Генри Меррил (Henry T.Merril), шеф-пилот Истерн Эйрлайнс (Eastern Airlines). С одной стороны, человек-спокойствие из Миссури, с другой - взрывной идол нью-йоркских полуночников, вдвоем они мгновенно подготовили этот перелет. Поскольку в Европе начинало уже "пахнуть порохом" и на горизонте уже маячила большая война, Ричман решил дать самолету Валти собственное имя "Lady Peace"


В "Lady Peace" вкладывают шарики для пинг-понга

Он попросил нарисовать на самолете перекрещенные британский и американский флаги, потому что хотел принести послание мира и подтвердить дружбу между двумя этими странами. Гарри убрал все пассажирские сиденья, и установил на их место дополнительные резервуары с топливом, доведя, таким образом, запас до 3 800 литров. Он поставил двигатель Райт Циклон (Right Cyclone G5) мощностью 850/1000 лошадиных сил, который испытывался армейскими службами и как раз был в наличии. Также он заменил двухлопастный винт с неизменяемым шагом на такой же с шагом изменяемым.
Вообще говоря, решение Ричмонда пресса восприняла с изрядной долей сарказма, что не помешало ему заполнить все свободное пространство в фюзеляже и крыльях шариками для пинг-понга, которых использовано всего порядка 50 000 штук. По мнению Гарри, это сделал самолет непотопляемым в случае аварийной посадки на море. Наконец было принято решение о вылете в среду 2 сентября 1936 года. Погода стояла далеко не лучшая, вообще говоря, это было грозовое время. Не смотря на это, а также на плохую видимость из-за тумана и низкий потолок, вызванной перегрузкой (самолет весил порядка семи тонн), машина удачно взлетела и взяла курс на восток, через Атлантику. Когда до британских берегов было еще очень далеко, Меррил и Ричман попали в эпицентр грозы с разрядами молнии, лишившей их связи и радиокомпаса. Более четырех часов они прорывались через грозовой фронт, ориентируясь исключительно на стрелку обычного магнитного компаса.
Бросив взгляд на датчик уровня топлива, Меррил решил начинать поиск места для посадки. Найдя подходящую площадку он выпустил шасси и остановился на поле недалеко от стада коров. Не смотря на грязь, он без проблем смог сманеврировать на раскисшем поле. Итак, самолет совершил посадку в Лландейло (Llandeilo), в Уэльсе, в 280 км от Лондона. В полете экипаж находился 18 часов 38 минут, и это было самым скоростным на тот момент пересечением Атлантики. В конечном итоге они прибыли в аэропорт Кройдон (Croydon), где Ричмон исполнил перед собравшейся поприветствовать их толпой несколько своих песен и "отмочил" несколько шуток, очень эту толпу порадовавших.


"Lady Peace" прибывает в Бурже

После этого они совершили, по приглашению Мориса Шевалье (Maurice Chevalier), краткий визит в Париж, а вот при возвращении возникли проблемы...
Главная из них, это аэродром вылета. После изучения и выбора между Кройдоном (где полоса была всего 1000 метров, что было очень мало для "Lady Peace") и Ливерпулем (1800 метров), остановились на пляже Саутпорта (Southport), плотный песок которого мало того, что хорошо подходил для взлета, так еще и использовался для различных автомобильных заездов. После этого экипаж должен был ждать сообщения от метеорологов, и наконец, 14 сентября 1936 года в 1.30 утра, после небольшого завтрака оба пилота были готовы к старту. Гарри Ричмон, уверенный в себе, по телефону заказал большой стейк, который должны были подать вечером в ресторане его нью-йоркского отеля!
Длина взлетной полосы составляла где-то 4 400 метров, и для ее освещения были приготовлены сотни нефтяных фонарей. Меррил поставил самолет в начале взлетной полосы, великолепно осуществив рулежку. Взлет прошел нормально, но над Атлантикой началось сильное обледенение. Меррил немедленно снизился и постарался стабилизировать машину для полета в 10-15 метрах над гребнями волн, но Ричмонд или сильно поторопился, или неправильно понял команду Дика, сбросив в волны около 2700 литров топлива. С оставшимся количеством они никак не могли долететь на Нью-Йорка, и потому взяли курс на Ньюфаундленд. Заметив подходящую для посадки площадку, они пошли на снижение, но площадка эта оказалась ровным болотом.Колеса немедленно погрузили в болотистую землю и оторвались, а сам самолет скапотировал и остановился, задрав хвост. Двигатель загорелся, но тут же ушел в болотную жижу, окутав самолет облаком пара. Пилоты остались живы, а вот стейк, который был заказан на вечер в Нью-Йорке, остыл и так и не был съеден...
В течение трех дней местные жители пытались отчистить двигатель от болотной жижи, а затем и починить весь самолет. В конце концов "Lady Peace" поставили на пляже, залили ее топливом, и с недельной задержкой самолет все-таки появился в Нью-Йорке.
Гарри Ричману удалось-так вписать свое имя в историю авиации и побить мировой рекорд. Помогла ему в этом серьезная подготовка и организация перелета, хотя изначально все это походило на буффонаду и фанфары артиста варьете, которому не достает популярности...


"Lady Peace" обклеен рекламой после возвращения из Европы

В мае 1935 года в Англию прибыл еще один Валти, правда, на этот раз его привезли морским путем. Самолет предназначался удачливому лондонцу Стивенсону (W.S.Stephenson). Увы, но самолет был сильно поврежден при выгрузке... Его решили заменить на другой, построенный специально для Корда, хозяина предприятия...
В это время Корд, совместно с другими "денежными мешками" и с компанией "Стандард Ойл", прилагал усилия для получения нефтяных концессий от императора Эфиопии Хайле Силласие. Для этого они создали даже специальную компанию - African Development Exploraion Corporation. Для таких работ они нанимают Френсиса Рикетта (Francis W. Rickett) который в течение года использует для перелетов персональный самолет Корда, Валти V-1A. Рикетт очень много времени проводит в Аддис-Абебе, аккумулирую все предложения по созданию выгодных для его нанимателей концессий. Но незадолго перед итальянским нападением на Эфиопию в октябре 1935 года, госсекретарь США аннулировал всю его работу...
Рикетт, однако, не прекратил работы и продолжил использование V-1A, многократно пересекая Африку, Европу и Ближний Восток и занимаясь инвестированием в нефтедобычу. Не добившись серьезных успехов, осенью 1936 года он передал этот V-1A испанскому правительству.


"San Francisco Examiner" (NC14250)

В январе 1935 года один из первых V-1A был приобретен ежедневной газетой из Сан-Франциско. Это был San Francisco Examiner, принадлежащий Вильяму Рэндальфу Херсту (Wiliam Randolph Hearst). Через два года после этого приобретения была куплена вторая машина. Первый же, №4 NC14250, разбился 28 февраля 1938 года, когда в условиях тумана он совершал посадку на поле около ранчо Сан Симеон (San Simeon), которое было собственностью Херста.
Второй самолет представлял из себя специальную модель, оснащенную двигателем Райт Циклон G5 мощностью 850 лс. Этот экземпляр был построен в Дауни (Downey) в Калифорнии, куда был переведен завод после того, как ADC стала Vultee Aircraft Division в составе Aviation Manufacturing Corporation. Фирма к этому времени плотно занималась V-11, штурмовиком на базе V-1A
В 1943 году компания слилась с Consolidated и стала называться Convair (CONsolidated Vultee AIRcraft). Далее, после очередных слияний и поглощений, она станет частью Дженерал Дайнемикс (General Dynamics).
Между тем Джерард Валти, получивший диплом пилота, вместе со своей женой погиб в авиакатастрофе в Аризоне 28 января 1938 года. Катастрофа была вызвана плохими погодными условиями.


"Spirit of Pueblo"

Франк Фуллер продал свой V-1A вашингтонскому адвокату Роберту Лайонсу (Robert Lyons), который вскоре перепродал самолет в Мексику, где машина использовалась в качестве пассажирской, скорее даже в качестве самолета-такси. В конце концов аппарат был разбит в катастрофе в Нижней Калифорнии (штат в Мексике).

V-1A №16, CF-AWQ вернулся в США после использования компанией Canadian Colonial Airways. После возвращения он несколько лет работал на линиях Alaska Star Airlines, а потом был продан Джорджу Армитейджу (George H.Armitage), промышленнику из Род Айленда. После 3 500 часов налета самолет был еще в летном состоянии, но в 1948 году разбился на склоне холма Леймел Хилл (Lamel Hill, Пенсильвания) по причине усталостного разрушения крыла. Хозяин самолета, пилот, шесть пассажиров и четыре собаки в той катастрофе погибли...

Второй самолет Херста, окрашенный в золото №25 (NC16099) также был построен в Дауни. После трехлетнего использования Херст продал его в Панаму, откуда в последствии он перешел в собственность гондурасской компании TACA. Четверть века самолет этот носил гражданские коды США, Панамы и Гондураса, и сменил множество профессий - частный самолет, бизнес самолет, чартер, воздушное такси, рекламная машина. Самолет использовался также в качестве медицинской лаборатории Центральной Америки, и даже принял участие в художественном фильме "Запятнанные ангелы" (Tarnished angels, 1957). После всего этого он был куплен Гарольдом Джонстоном (Harold W.Johnston) из Пуэбло, Колорадо. Самолет в течение шести лет реставрировался, а с 1971 года под собственным именем "Spirit of Pueblo" вновь поднялся в небо. После этого он, перекрашенный и получивший имя "Lady Peace II", экспонировался в музее авиации во Фредериксбурге (Fredericksburg). Вообще это единственный сохранившийся экземпляр этого самолета...


Во время съемок фильма "Запятнанные ангелы"

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: vultee, авиация, сша
Subscribe

Posts from This Journal “vultee” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • Валти. Окончание. Испания

    Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании. Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “vultee” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • Валти. Окончание. Испания

    Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании. Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже…