Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Валти. Часть третья. Самолет Леваневского

В августе 1935 года Леваневский, один из советских летчиков - первых героев СССР, предпринял на АНТ-25 попытку перелета в США через Северный Полюс. Провал этого предприятия на авторитете летчика не сказался, и руководство страны предложило ему поехать в США, чтобы там найти самолет, на котором и вернуться назад в СССР через Северный полюс. Власти советской страны хотели наладить с США более тесное взаимодействие, и дорога через Северный полюс, кратчайший путь из СССР в США, представлял серьезный интерес, а Леваневский виделся тем летчиком, который мог такой путь установить в кратчайшие сроки.


V-1AS на момент вылета из Лос-Анджелеса в Москву

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Маршрут через Северный полюс не был приоритетным, поскольку существовал и другой маршрут, начинавшийся от Берингова пролива и идущий Северный морским путем с последующим проходом на юг по одной из великих сибирских рек, а затем в столицу советской России давно разработанными и используемыми маршрутами ГВФ (Гражданского Воздушного Флота). Маршрут этот имел очень много сторонников, поскольку был гораздо безопаснее полета над ледяными торосами приполярных районов. Американский пилот Вилли Пост (Wiley Post) одним из первых попытался осуществить полет через полюс, но 15 августа 1935 года его гидросамолет разбился в районе мыса Барроу (Barrow) на Аляске.
Итак, в июле 1936 года Леваневский прибывает в Лос-Анджелес, где вскоре его догоняет штурман Виктор Левченко. США в ту эпоху не располагали самолетом, хоть отдаленно напоминающим по дальности советский АНТ-25, однако это не помешало советским торговым представителям отобрать все лучшее, что могли представить промышленники США. Среди прочего были предложены и доработки самолета V-1A для трансполярного перелета.Речь шла о 27-м по счету и последнем серийном аппарате, в который предлагалось добавить девять дополнительных внутренних баков, доведя общий объем топлива на борту до 1536 литров, что обеспечивало беспосадочный перелет на расстояние примерно 3500 километров.
Передние кромки крыла и стабилизаторов были оборудованы надувной антиобледенительной системой, изготовленной фирмой Гудрич (Goodrich), а винт оснастили традиционным спиртовым антиобледенителем. Для защиты двигателя от сильных морозов, капот оснастили регулируемыми жалюзи, а навигационные приборы дополнили радиокомпасом Лир (Lear), рамочную антенну которого разместили сверху фюзеляжа. Валти оснастили поплавками Эдо (Edo), сохранив при этом возможность установки и обычного колесного шасси, а вот на хвостовой части фюзеляжа вместо колеса установили универсальный костыль. Для того чтобы продольная устойчивость машины не изменялась после таких доработок, разработчики увеличили площадь киля, добавив дополнительную секцию, которую можно было снять при возвращении самолета на колесное шасси, однако до конца своей карьеры Валти Леваневского сохранил этот вставленный сегмент нетронутым. После всех этих изменений самолет получил новый индекс V-1AS и получил в Главсевморпути собственный номер URSS N-208.

Между концом июля и началом августа Леваневский совершил на этом Валти несколько тренировочных полетов, после чего принял его у американской стороны в порту Сан Педро (San Pedro, район Лос Анджелеса). 5 августа 1936 года в 11.04 утра N-208 вылетел из Лос Анджелеса курсом на гидроавиабазу Аламеда (Alameda) в Сан-Франциско, где советское консульство подготовило церемонию официальной приемки самолета и где 6 августа были проведены пышные проводы возвращающегося на родину с купленным самолетом пилота. После остановок в Сиэттле, Джуно (Juneau - город на Аляске), Свенсон Бее (Svenson Bay - теперь это город-призрак, а тогда там еще оставались жители, до 1943 года даже почта функционировала - прим.переводчика) и Фербенксе, 13 августа Леваневский прибыл в Ном на Аляске, где и провел два дня в ожидании хорошей погоды. 15 августа самолет пересек Берингов пролив и совершил посадку в Уэллене, а 17 августа была получена радиограмма, в которой пилоты получили приказ ожидать прибытия пилота Молокова, который на гидросамолете Дорнье Валь (Dornier Wal) совершал облет арктического побережья Советского Союза. Этот полет Молокова широко освещался в СССР и был главным авиационным событием года. Встреча двух экипажей произошла 20 августа в районе мыса Шмидта, и в тот же день оба самолета зашли в устье реки Колыма, где и стояли пришвартованными до 25 числа ввиду мыса Шалаурова Изба. В течение следующих дней N-208 прибыл в бухту Амбарчик, где с самолетом произошел неприятный, но очень показательный эпизод.


V-1AS Леваневского отправляется в СССР

Начальник порта лично вышел встречать самолет Леваневского, но в самый неподходящий момент причальный трос ослаб, течение подхватило гидросамолет и он крылом задел пришвартованный рядом "Ленин". На крыле повредился только навигационный огонь, но полярный летчик А.А.Каша, ставший свидетелем этого инцидента, вспоминал впоследствии, что Леваневский немедленно вынул пистолет и угрожал расстрелом занимавшимся швартовкой самолета рабочим.
29 августа N-208 вылетел из Амбарчика в Бугун, а затем в Жиганск, Якутск и Киренск, после чего без проблем совершил посадку в Красноярске, покрыв расстояние в 12 364 километра. Именно в Красноярске, в мастерских Главсевморпути, самолет переставили на колесное шасси и со всеми предосторожностями (пришлось даже разобрать перила одного из мостов через Енисей) перевезли машину на сухопутный аэродром Красноярск-Авиаарктика. 10 сентября Леваневский и Левченко продолжили свой путь, и 13 числа совершили посадку на военном аэродроме Омска. Там были тщательно проверены все узлы самолета, после чего, в сопровождении торжественного эскорта из трех бипланов Поликарпова Р-5, Валти отбыл курсом на Москву.
В тот же день все вместе они совершили торжественную посадку на аэродроме Щелковский, где экипаж встретили, как настоящих героев. Выполнение этого задания руководства было отмечено высокими правительственными наградами, и уже на следующий день Леваневский получил Орден Красной Звезды (по другим данным - Орден Красного Знамени - прим.переводчика), а Левченко - Орден Ленина.
Всего полет продолжался пять недель, за которые было покрыто расстояние в 16 000 километров. Весь полет прошел "без сучка и задоринки", что стало результатом как восхитительной работы летчика, так и качественной сборкой самолета.


Взлет Валти Леваневского

N-208 несколько недель никто не трогал, и ничего необычного тут нет, ведь машина предназначалась для новых рекордных перелетов и лишний раз рисковать ей никто не хотел. В 1937 году Валти был передан в ЦАГИ, который провел тщательное изучение конструкции и оборудования, при чем к этой машине интереса проявлялось даже больше, чем к поступившему в то же время DC-2. После изучения самолет был передан на завод №156 в Москве, более известный как ЗОК ЦАГИ (Завод опытных конструкций), где Валти был тщательно разобран до последнего винтика. Демонтаж осуществляло КБ6 под руководством Мясищева, которое создало полное и подробное техническое описание самолета:
"Пассажирский самолет "Валти V-1AS" оборудован двигателем Райт Циклон F-52 мощностью 850 лошадиных сил. Машина предназначена для перевозки восьми пассажиров и имеет экипаж от одного до двух человек. Аппарат оснащен дублирующей системой управления, фюзеляж эллиптического сечения, в конструкции присутствуют продольные лонжероны. Покрытие фюзеляже целиком выполнено из металла, а ветровое стекло характеризуется обратным наклоном, положительно сказывающимся на обзорности при посадке, придавая дополнительные плюсы обзорности вперед по ходу машины. В целом самолет цельнометаллический, полотняными являются только элероны и руль поворота. Признаки сварки и штамповки отсутствуют, всюду заметны лишь прессованные элементы. Вся конструкция выполнена на заклепках, центральная часть крыла и фюзеляж образуют единое целое, при чем этот элемент значительно усилен внутренним гофром.
Элероны закреплены на двух лонжеронах, опускаются они всего на 4 градуса. Аварийные выходы предусмотрены в кабине пилота и на левом борту фюзеляжа. Самолет оснащен туалетной кабиной и багажным отсеком.
Пассажирская кабина отапливается поступающим от двигателя горячим воздухом, она достаточно комфортабельна. Передняя ее часть отделана тканью светло-зеленого цвета, боковые панели - шумо- и теплоизолирующими материалами, затянутыми коричневой тканью. Остальная часть кабины окрашена под "красное дерево", кресла затянуты светло-зеленой тканью, каждое оборудовано индивидуальной подсветкой и вентиляцией, а также пепельницей.
Самолет может быть оснащен убирающимися шасси, для которых предусмотрены ниши, либо поплавками. Амортизирующие элементы выполнены в виде каучуковых вставок, а дополнительная амортизация происходит от колес Гудрич размером 762х330 мм. Неподвижный жестко зафиксированный хвостовой костыль имеет размеры 406х178 мм."


После тщательного изучения самолет был заново собран и полностью подготовлен к дальнейшему использованию. Он был передан в Главсевморпуть, который оставил машину на базе в Москве с составе отряда специального назначения МАГОН. N-208 находился на аэродроме "Северное Тушино", где очень редко и бережно использовался в период с 1938 по 1940 годы главным образом для тренировочных полетов. Так, в 1938 году он налетал всего девять часов, и, честно говоря, Валти не всегда был в летнопригодном состоянии...


V-1AS на перевозочной тележке на земле

В 1941 году N-208 был эвакуирован в тыл, а в конце года поступил на службу в авиагруппу Главсевморпути в Иркутск, где был переставлен на неубираемое лыжное шасси. 2 декабря пилот 2-го класса А.В.Киселев, совместно с инженером Н.Ф.Потаповым и механиком М.И.Карповым получил приказ перегнать N-208 для очередных испытаний. Отметим, что все пять дней, предшествующих этому полету, в Игарке была снежная буря, и это объясняет тот факт, что взлетно-посадочная полоса находилась в ужасном состоянии. К несчастью, еще в начале полета начал перегреваться двигатель, пилот вовремя не заметил этого, а когда резко сбросил газ, машина перешла в глубокое пикирование. Ситуация усугублялась чрезвычайно передней центровкой, поскольку все три члена экипажа находились в кабине пилота. Все, что происходило далее, хорошо указано в рапорте по поводу произошедшего происшествия:
"Взяв курс 300 направлением на Старую Игарку, на высоте от 2 до 4 метров,принимая во внимание опасность задеть высокие берега Енисея, товарищ Киселев начал правый поворот, однако краем правого крыла все-таки зацепил снежный сугроб, после чего поломал шасси, а самолет зарылся в снег правым крылом и частью фюзеляжа."

В 1942 году N-208 еще значился в списках материальной части авиации Игарки, но, на самом деле, "Валти" так никогда и не был отремонтирован и больше не поднимался в воздух...

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: vultee, авиация, ссср, сша
Subscribe

Posts from This Journal “vultee” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • Валти. Окончание. Испания

    Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании. Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “vultee” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • Валти. Окончание. Испания

    Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании. Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже…