Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Валти. Окончание. Испания

Необходимо четко понимать, что основная масса Валти V-1 закончила свои дни в Испании.
Первый аппарат был куплен испанским правительством, как мы уже об этом говорили, в 1936 году у Френсиса Рикетта. В Бурже машину перегнал канадский пилот Джеймс Таун (James Town), который и передал самолет майору Хосе Хакоме (Jose Jacome), перегнавшему машину в Испанию. Там аппарат получил гражданский код EC-48-E, после чего начал использоваться в качестве персонального самолета. С началом гражданской войны он был переделан в бомбардировщик.


Один из республиканских "Валти" в довольно редком камуфляже

Вторая партия, состоящая из десяти американских машин "Валти", оформлялась осенью 1936 года. Это были самолеты, ранее принадлежавшие AA, которые находились в нормальном состоянии и которые AA решила продать, поскольку переходила на двухмоторные конструкции. Чарльз Бабб (Charles Babb) получил от AA задание сбывать их от своего имени, и с удовольствием заключил контракт с Рудольф Вольф Корпорейшн (Rudolf Wolf Corporation), имевшей договоренности на поставку самолетов испанскому Республиканскому правительству.


18-6. Самолет, реквизированный с "Mar Cantabrico". Легион Кондор, 1937 год

Говоря про десять Валти, надо понимать, что девять из них были машинами V-1A и одна V-1.
Большая часть самолетов пересекла Атлантику на борту голландского торгового корабля "Waalhaven", вышедшего из Нью-Йорка 29 декабря, но две машины Валти совершили это через несколько дней на торговом корабле, ходящим под флагом Соединенных Штатов, "American Traveler". К середине января 1937 года все самолеты были выгружены в Гавре, и началась их сборка на аэродроме Блевилль (Bleville), где в старых мастерских Эр Франс работали американские инженеры Эрнст Пауэл (Ernest Powel) и Джек Мартин (Jack Martin). Все аппараты получили французскую гражданскую регистрацию, а NC-14253 (F-AQAK) поступил в CEMA в Виллакубле для всесторонних испытаний в интересах французских ВВС.


№22 перед вылетом в Бурже для передачи Испании

По завершению испытаний и готовности всех машин, они своим ходом направились в Испанию. Одна из машин (F-AQAL) прямо перед вылетом была уничтожена на аэродроме Тусю-ле-Нобль (Toussus-le-Noble, парижский регион) французской террористической фашистской организацией кагуляров (Cagoule - данное французской прессой и закрепившееся наименование членов тайной профашистской организации Секретный комитет революционного действия (Organisation secrete d’action revolutionnaire, OSAR), образованной и проявлявшей активность между 1935 и 1937 годами - прим.переводчика). Еще один самолет был потерян во время аварии, а третий бесследно исчез при перегоне. Таким образом, в Эль-Прат-де-Льебрегат (El Prat de Llobregat - аэродром Барселоны) прибыло всего семь машин. Далее, они были переведены в Рабасу (Rabasa) около Аликанте, где в старых мастерских Испано-Сюизы в Гвадалахаре (Hispano de Guadalajara) под руководством Энрике Корбельи (Enrique Corbella) они были вооружены.


Франция, во время передачи самолета в Испанию

На самолетах были демонтированы пассажирские сидения, установлены по шесть вертикальных бомбодержателей и по четыре 7,62 мм пулемета - по одному в каждом крыле вне диска вращения воздушного винта, один синхронный на капоте и один турельный в верхней задней части фюзеляжа для защиты задней полусферы. Три первых пулемета представляли собой стандартные ПВ-1, а на поворотной турели стоял ШКАС. В целях уменьшения сопротивления, в верхней части фюзеляжа был смонтирован специальный обтекатель турели, который также защищал стрелка от набегающего воздушного потока.
Для стрельбы из курсовых пулеметов в кабине устанавливался стандартный прицел от И-15, а бомбардировочный прицел устанавливался на передней стенке бывшей пассажирской кабины. Модифицированная таким образом, машина становилась бомбардировщиком и могла нести до 1000 килограммов бомб.
Пока происходило такое перевооружение самолетов, два из них были потеряны при обрушении ангара, ставшим следствием сильного урагана. Обломки этих аппаратов использовали в качестве запчастей, а оставшиеся пять машин приняли-таки на вооружение.


Один из Валти 72-й авиагруппы. Испанская республика, начало 1938 года

Третья партия американских самолетов была приобретена компанией Вималерт (Vimalert Corporation) как раз в момент голосования Конгресса США по вопросу "испанского эмбарго". Состояла она из семи машин V-1A, четыре их которых были погружены на испанское торговое судно "Mar Cantabrico", покинувшее порт 6 января 1937 года, а остальные три машины так и остались на пирсе в Нью-Йоркском порту.
После захода в мексиканский Вера-Крус (Мексика до конца оставалась верной своим обязательствам перед испанским республиканским правительством), где на корабль дозагрузили различное вооружение, "Mar Cantabrico" пересек Атлантику и 8 марта 1937 года был перехвачен крейсером франкистов "Canarias". Произошло это в 140 километрах к северу от мыса Майор (Mayor), где крейсер ждал транспорт уже несколько дней, будучи прекрасно осведомлен о месте и времени подхода корабля. Таким образом, "Mar Cantabrico" был задержан и отконвоирован в порт Эль Ферроль (El Ferrol), где все товары военного назначения были конфискованы националистами.


Бывший Валти "Leady peace"

Четвертая закупка была осуществлена, когда эмбарго уже действовало. Поставку пришлось оформлять через Мексику, через посредника, полковника Роберто Фиерро (Roberto Fierro). Всего в поставке фигурировал один Валти V-1A (это был №12, NC-13774, XA-BET на момент продажи). Самолет успешно пересек Атлантику на борту "Cabo Quiates", ex-"Ibai") из Мексики в Бордо, куда и прибыл в феврале 1937 года. Именно там мастерские Эр Франс осуществили сборку и подготовку самолета к перелету в Испанию.
Всего, таким образом, испанским республиканским правительством было заказано и оплачено девятнадцать машин. Три Валти так и остались на пирсе Нью-Йорка, и компания "Вималерт" затем продала их в Китай, не вернув ни копейки денег правительству испанской республики...

На службе у республиканцев


Валти из 72-й группы

Пятерка переделанных в бомбардировщики машин получила «серийные номера» с BV-001 по BV-005, при этом BV-002 был тем самым прототипом V-1. Самолеты передали в состав 1-й эскадрильи 72-й группы на аэродром Архена (Archena) в Мурсии. Оттуда самолеты перелетели на аэродром Рабаса, поскольку именно там формировались экипажи для этих машин, которые (пилот, бомбардир, стрелок, механик и специалист по вооружению) большей частью состояли на службе в морской авиации. До этого момента все они использовали старые Виккерсы (Vickers Vildebeest) и Савойи (Savoia SM-62), и новые Валти стали для них по-настоящему современными машинами, которыми они гордились и которые сильно подняли их моральный дух.


43-13 из состава испанской штурмовой группы 1-G-2, 1938 год

Инструктором, осуществлявшим переучивание экипажей на новые машины, был капитан Ян Ферак (Jan Ferak), чехословацкий пилот из бывшей интернациональной эскадрильи Андре Мальро (Andre Malraux). После обучения всех перевели в Вадепенас (Vadepenas), где экипажи, под руководством лейтенанта Карлоса Ласаро Касахуста (Carlos Lazaro Casajust), получили свое боевое крещение в постоянных бомбардировках Толедо. За счет своей скорости Валти уходили из-под огня вражеской зенитной артиллерии, и ни одна из машин в течение всей войны не была потеряна от огня с земли. Вскоре из Вальдепенаса машины перевели в ла Сеньеру (la Senera) под Валенсией. Оттуда 23 апреля 1938 года они атаковали порт Виньярос (Vinaroz), захваченный противником. Незадолго до этого один Валти был потерян в море неподалеку от островов Хормигас (Hormigas). Экипаж самолета был спасен...
Важный момент - благодаря своей скорости машины Валти можно было использовать без истребительного прикрытия.


"Lady peace" в Леоне во время переделки

В середине 1938 года бомбардировщики перешли под командование майора Мачо Хуареса (Macho Juarez) на аэродром Эль Кармоли (El Carmoli). Валти осуществляли морское патрулирование вокруг военной базы Картахены с целью исключить любое проникновение вражеских кораблей.
В конце года Валти были переведены в Уэркаль-Оверу (Huercal Overa) для поддержки планируемого республиканского наступления на Мотрил (Motril), которое, впрочем, так и не было осуществлено. В начале 1939 года самолеты вернули в Эль Кармоли и они вновь приступили к морскому патрулированию. Когда 4 марта произошло восстание соседнего гарнизона, майор Мачо, поддавшись общей панике, подумал, что республиканское правительство повержено, и приказал всем, кто не хочет оказаться в руках мятежников, перелетать в Алжир. Таким образом пара Валти в числе первых перелетела в Оран-Ла-Сенья (Oran-La Senia), где они и узнали, что новость о падении республиканцев оказалась фальшивкой. Оставшиеся на базе самолеты продолжили свое патрулирование до последних дней марта, когда еще один из экипажей увел свой самолет, чтобы не оказаться в плену. Эти три Валти в конечном итоге некоторое время простояли без движения на аэродроме Оран-Ла Сенья.


NC-17325, конфискованный националистами с "Mar Cantabrico"

На службе у националистов

Полученный путем реквизирования с "Mar Cantabrico", машины железной дорогой перевезли на аэродром Ла Вирхен дель Камино (Virgen del Camino) в Леоне. Там они были собраны и получили свои номера, с 18-6 по 18-9. 18-7, оказавшимся ни чем иным, как старой доброй "Lady peace", был передан в состав "Grupo Azul" Хоакина Гарсии Морато, где он служил в качестве связной машины и, в память об одном из погибших в боях пилотов эскадрильи, получил собственное имя "Capitan Haya". Три оставшиеся машины попали в "Легион Кондор". Вскоре самолеты получили новые номера:
18-6 стал 43-7
18-7 стал 43-14
18-8 стал 43-12
18-9 стал 43-15
Все машины использовались в качестве связных и транспортных.


18-8, конфискованный националистами с "Mar Cantabrico"

43-15 разбился во время посадки в декабре 1938 года.
В конце гражданской войны были захвачены пять Валти, на которых летали республиканцы - один в Ла Рабасе, один - в Эль Кармоли и три в Оран-Ла Сенье в Алжире. Отметим, что эта тройка была все-таки возвращена французами испанским националистам.
Три машины были приняты на службу как 43-18, 43-20 и 43-21, а еще две послужили донорами запчастей.
43-15 стал связной машиной 32-го штурмового авиаполка, расположенного в Рабасе и оснащенного И-15.
43-18 оказался в штабной эскадрилье, с октября 1939 года базирующейся в Мадриде.
43-7 в сентябре 1939 года разбился в Леоне.


Слева - 43-12 в Леоне. На заднем плане - Хейнкель-111
Справа - 43-15 из состава 1-G-2


К началу Второй мировой Войны на службе осталось четыре Валти: 43-15 в 32-м полку, пара в 1-м смешанном полку в Алькала-де-Энарес (Alcala de Henares) и один во 2-м Смешанном Полку в Марокко. В 1940 году на службе значилось три Валти, в 1947 - всего два.
В 1950 и 1951 осталась одна машина, вычеркнутая из списков испанской авиации в 1953 году.


Слева - 43-15 после аварии в декабре 1938 года
Справа - 18-6 в цветах националистов


КОНЕЦ

Jose Fernandez
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: vultee, авиация, испания
Subscribe

Posts from This Journal “vultee” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • Валти. Часть третья. Самолет Леваневского

    В августе 1935 года Леваневский, один из советских летчиков - первых героев СССР, предпринял на АНТ-25 попытку перелета в США через Северный Полюс.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments