Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Йозеф Якобс - самый результативный на триплане

Йозеф Якобc родился в Рейнланде 15 мая 1894 г. Первые уроки полета он получил в возрасте 18 лет, вскоре пошел добровольцем в военную авиацию. Будущий ас получил боевое крещение в июле 1915 года в составе Feldflieger Abteilung 11, где он несколько раз вступал в бои с французскими самолетами, однако сбитых не имел.
В декабре того же года Якобс освоил истребитель Фоккер «Айндеккер». 21 марта 1916 г. «Айндеккеры» были сведены вместе с истребителями других отрядов в единую часть - Fokkerstaffel West. В составе этого штаффеля Якобс одержал свою первую победу - сбил 12 мая французский Кодрон.



Осенью на основе Fokkerstaffel West был сформирован Jasta 12. Якобса, на счету которого числились одна подтвержденная и две не подтвержденные победы, перевели сначала в Jasta 22, затем - инструктором в Jastaschule I, а потом обратно в J22. Вернувшись в Jasta 22, летчик пилотировал среди прочего «Альбатрос» D.II 1072/16, на бортах фюзеляжа которого было написано прозвище хозяина самолета - «Kobes». В августе 1917 г. Йозеф Якобс получил назначение командиром действовавшей во Фландрии Jasta 7. К концу года, летая на «Альбатросах» и Пфальце, он довел свой счет до 12 побед.
27 февраля 1918 г. Якобс прибыл в авиационный парк 4-й армии в Гент, чтобы получить «новый триплан», скорее всего - Dr.l 450/17. В последующие месяцы он выполнил на этой машине множество боевых вылетов. Якобс также летал на втором своем триплане - Dr.I 470.17. Оба самолета были целиком окрашены в черный цвет - цвет Jasta 7.

В одном из интервью, данном на старости лет, Якобc обмолвился о своем третьем триплане. Документальных подтверждений существования этой машины пока не обнаружено. Все летчики штаффеля, кроме командира, летали на бипланах - «Альбатросах», Пфальцах, позже - Фоккерах D VII.
Отличить биплан от триплана проще простого, поэтому пилоты всегда легко идентифицировали самолет командира.
Известны рапорты летчиков RAF, в которых отмечалось два триплана из Jasta 7 - вероятно Якобc доверял летать на своей второй машине лучшим пилотам штаффеля. К примеру, Карл Дегелов вспоминал, что он летал на триплане в период своей службы в 7-м штаффеле.
С другой стороны, Якобс сам летал не только на Dr. 1, но и на «Альбатросах», Пфальцах. Триплан командир предпочитал использовать, если предстоял бой на малых высотах, например атака аэростата противника или же к земле прижимала облачность. Йозеф объяснял свою приверженность к триплану следующим образом: к середине 1918 года стало нереальным делом забраться выше британских истребителей, поэтому лучше было «пригласить» противника вниз, где Dr.l обладал преимуществом в маневре.



По началу Якобс не испытывал восторга от Dr.l, вот выдержка из рапорта от 24 марта 1918 г:
- ...третий полет на триплане. Он значительно менее скоростной по сравнению с «Альбатросом» D V. На малых высотах сопоставим по маневренности с британскими самолетами.
Вскоре мнение летчика в отношении триплана улучшилось, но Йозеф по-прежнему считал Dr. 1 слишком неустойчивой платформой для оружия:
- 3 апреля 1918 г. - на высотах до 2000 м триплан превосходит «Альбатрос» и Пфальц, он значительно более маневренный, но при стрельбе слишком неустойчив.
Якобс освоился с трипланом, а вскоре его черный триплан оценил и противник. 12 апреля 1918 г. Йозеф завязал собачью схватку с самолетами SE.5 из 74-й эскадрильи. Оппонентом Якобса стал лейтенант Дж.А.Джоунс. Джоунс первый раз выполнял полет на патрулирование, а за лето Джонс собьет более 30 германских самолетов. Джоунс уцелел только потому что помнил наставления своего учителя Мика Мэннока:
- Никогда не пытайся вести с трипланом маневренный воздушный бой, триплан всегда зайдет в хвост.
Джоунс описал в изданной в 1934 г. биографии Мэннока схватку с Якобсом (правда, в то время считали, что противником был Эдуард фон Шлейх):
- На дистанции в две мили и на 2000 футов выше я обнаружил большую группу бипланов, во главе которой летел триплан. Ведущий неприятельской группы отсек меня от наших самолетов. Вскоре он сидел у меня на хвосте, поливая меня пулями. Я перевел самолет в крутое пикирование, удерживая ручку коленями, двигатель вывел на режим максимального газа. Парень на хвосте знал как лучше убить меня, он понимал толк в этой игре.
- Опыт противника ощущался даже в том, как он расходовал боекомплект - берег патроны, стреляя только короткими очередями. Гун находился совсем рядом. Я без труда рассмотрел его самолет - триплан черного цвета с белой полосой вокруг фюзеляжа сразу за кабиной. Немец пилотировал самолет великолепно. Следуя инструкциям Майка я старался лететь змейкой, сбивая противнику прицел. Я попробовал оторваться преднамеренно введя истребитель в крутую нисходящую спираль.
- Не так просто разглядеть на фоне земли с триплана или Пфальца маленький SE.5. Я слышал сзади стокатто пулеметов противника, но пули уже не свистели вокруг. Я взял курс домой, но все-таки не забывал на всякий случай давать поочередно левую и правую педали, постоянно меняя курс.




Якобс упустил свой шанс. Чуть позже он сам чуть было не стал жертвой Бристолей, а в довершении всего винт его триплана пробила выпущенная с земли пуля. Тем не менее, Якобс благополучно вернулся на свой аэродром.
Первую победу на триплане он одержал 11 апреля, а за ней последовали еще и еще. Накануне своего 24-летия, 14 мая, Якобс сбил на триплане два французских аэростата. Его рапорт от 14 мая содержит описание окраски самолета:
- Fok. Dr.l 450/17 - Триплан черного цвета с нарисованной на бортах фюзеляжа сразу за кабиной головой дьявола.
- В 04 ч 10 мин я во главе штаффеля взлетел на патрулирование воздушного пространства у линии фронта. Активность авиации противника была низкой, поэтому, заметив в просветах облаков аэростаты, принял решение атаковать их. Выскочив из облаков я короткой очередью зажег один аэростат, затем атаковал второй. В это время унтер-офицер Мертенс на Пфальце расправился с третьим. С земли велся ожесточенный огонь из пулеметов и малокалиберных пушек. Все самолеты штаффеля благополучно вернулись на базу.

Есть основания полагать, что Йозеф летал на триплане с красно-белой головой дьявола на бортах до октября. Интересен выбор эмблемы - сам Якобс был ревностным христианином, он никогда не летал без образка в кожаном футлярчике.
Ас описывал окраску своего триплана так: «Черный аэроплан с черными крестами на белом фоне, нанесенными сразу за кабиной на борта фюзеляжа. Руль направления - белого цвета». Существует единственный снимок линейки самолетов Jasta 7 в Сент-Маргарите, сделанный в самом конце войны. На снимке видны два черных триплана, один из которых промаркирован крестами на фюзеляже и крыльях. Заводской номер этого самолета установить не удалось, возможно - как раз 450/17, может быть 470/17, но вдруг это - тот самый третий триплан, о котором Якобс вспоминал в 70-е годы?
Ротативный двигатель Оберурсель не нравился Якобсу (собственно, они никому не нравились, потому что были хуже оригинальных Ронов 110 л.с., не говоря уже о более поздних ротативников), к тому же со временем к этим моторам стало трудно доставать запасные части. Якобс, как и многие другие летчики, мечтал о трофейном ротативном двигателе. Он пообещал выставить ящик шампанского тому, кто снимет со сбитого вражеского самолета исправный мотор. И ведь получил таки трофейный мотор!
На оба триплана, 450/17 и 470/17, поставили двигатели Клерже мощностью 130 л.с. Воздушные винты были английскими. В результате такой доработке возросла максимальная скорость, триплан Фоккера стал еще более грозным оружием. Вот пример типичного для лета 1918 г. воздушного боя. Описание датировано 19 июля:
- Я вырвался вперед группы и обнаружил двухместный и одноместный самолеты, которые приближались к нам со стороны Бэйлю. Они шли на высоте не более 1500 м, ниже кромки облачности. Самолеты обстреливали наши зенитки. В этот момент меня атаковало звено SE, неожиданно вывалившееся из облаков. Я развернулся в сторону одного SE, но был атакован сзади тремя другими самолетами противника. В это время я заметил еще три истребителя Бристоль, они также собирались атаковать мой триплан. Пришлось уходить пикированием. К месту боя подтянулось второе звено SE и два наших штаффеля. Бой принимал ожесточенный характер, а масштаб схватки рос.
- На короткое время мне удалось поймать самолет противника в прицел, но выпустить очередь я не успел. Второму противнику я постарался не дать исчезнуть из поля прицела.
- Я шел в 50 м за вражеским самолетом. Я подловил его на развороте. В самолете противника были видны пробоины, сделанные пулями пулеметов моего триплана. Аппарат противника изготовился к посадке на нашу территорию. Планировал он очень медленно, к месту посадки бежали наши солдаты.
- Как оказалась я сбил новенький SE.5, пилотом которого был американец 1-й лейтенант A.M. Робертс из 74-й эскадрильи. Американец воевал всего три месяца, его поразила скорость моего триплана. Как человек, пленник производил приятное впечатление, скорбел о гибели Рихтгофена. Американец подарил мне планшет для карт с затежкой-молнией.

Черный триплан Якобса хорошо знали на Фламандском фронте. К 23 июля на счету аса имелось 24 победы, и он стал кавалером Pour le Merite.



Имя Якобса было известно пилотам союзников. Другой американец капитан О.С Холлерэн из 56-й эскадрильи в своей книге «Янки в RAF» писал: «...Якобс на своем серебристом триплане летел примерно в миле от меня». Конечно, триплан Якобса был окрашен не серебрянкой, но сам по себе факт известности Якобса примечателен. Возможно, утреннее солнце играло на обшивке черного триплана, а американец принял блики за серебристую окраску. Холлерэн вспоминал середину августа:
- Наступление развернулось по всему фронту. Нам не сообщали официально, но я знал - наши противники летчики из эскадрилий Якобса и Рихтгофена. Это были суперпилоты.
Под командованием Якобса Jasta 7 завоевал себе прекрасную репутацию.
Якобс вернулся из отпуска 24 августа, но очередную победу одержал лишь 13 сентября, его жертвой стал RE.8. дальше победы пошли одна за одной. В последующие пять недель ас пополнил свой личный счет 19 сбитыми самолетами и пятью аэростатами. Общий счет составил 47 побед. О памятном для себя воздушном бое 3 октября Якобс рассказал в интервью, данном в послевоенные годы:
- Мы проснулись от треска пулеметом в рева моторов Испана-Сюиза - утренний обстрел аэродрома британскими самолетами начался. Мы вскочили в комбинезоны как были, в пижамах. Механики успели подготовить триплан к полету. За несколько секунд я занял место в кабине, пристегнул привязные ремни и взлетел . Сразу после взлета зашел в хвост SE.5 и разрядил в него пулеметы. Затем самолет противника скрылся в облаках, надеюсь, что я его повредил. Прямо перед носом Dr.l возник еще один SE.5. Я не успел среагировать - лопасти винта полоснули по чужому самолету. Триплан потерял управление.
Самолет упал прямо в кучу навоза, который и сделал посадку мягкой. Ас в дерьме, но - живой! Якобс сильно ушиб голову. Летчик говорил о бое с истребителями SE.5, но засчитали ему двух «Кэмелов». Триплан после посадки в дерьмо восстановлению не подлежал (кто ж его мыть-то будет!).

Скорее всего в тот день Якобс разбил Dr.l 470/17. Известно, что в воздушных боях 8-го, 9-го, 15-го и 19-го октября Якобс принимал участие на триплане с изображением головы дьявола - истребителе Dr.l 450/17. Вряд ли под занавес войны, когда дела у немцев стали совсем плохи, перекрашивали эмблему на другом самолете.
14 октября американец лейтенант Кеннет Ангер из 210-й эскадрильи докладывал о воздушном бое с трипланом черного цвета, который в конечном итоге «потерял управление». Пилоты 210-й эскадрильи часто сражались с летчиками Jasta 7, сам Ангер был далеко не новичком - 14 побед, Крест За летные заслуги. Тем не менее, его рапорт вызывает сильные сомнения.
Точно не установить истину и в рапортах немецких летчиков. Очевидно лишь, что не менее 30 из своих более 40 побед Йозеф Якобс одержал на трипланах - самый высокий результат, достигнутый исключительно на Dr.l.
После окончания Первой мировой войны Якобс сражался в 1919 г. с коммунистами в Курляндии, затем служил инструктором в ВВС Турции, занимался авиационным бизнесом, но нашел себя в качестве спортсмена-гонщика. Ас принимал участие в соревнования по автогонкам и по гонкам на катерах.



В годы второй мировой войны ветеран кайзеровской авиации служил в люфтваффе, но его вынудили уйти в отставку из-за антинацистских убеждений. Остался в живых Якобс только благодаря вмешательству коллеги по воздушным сражениям Первой мировой войны - Герману Герингу. Скончался Йозеф Якобс в 1978 г. в Мюнхене, ушел последний из 78 летчиков кавалеров Pour le Merite.
Tags: Йозеф Якобс, авиация, германия
Subscribe

Posts from This Journal “германия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments